Новый глава Министерства культуры Владимир Мединский – известный патриот и радетель за российскую историю. В частности, он собирается создать при министерстве нечто вроде «Общественного совета по цензуре», который станет отслеживать нравственность художников и наблюдать за исторической достоверностью в их работах.
Правда, к тому времени, когда режиссёры научатся снимать идеологически выдержанные фильмы, а живописцы – писать прославляющие Россию картины, с лица страны могут исчезнуть наглядные примеры настоящего патриотизма – памятные места, связанные с известными историческими деятелями.
По городам и весям разбросаны тысячи памятных усадеб, домов, квартир, в которых жили знаменитые люди. Десятки таких памятников сохранились с Петровских времён, сотни построены в XVIII–XIX веках. За редким исключением, всё это богатство исчезает под гнётом времени. Здания превращаются в руины, а память о живших в них писателях, художниках и исторических деятелях попросту исчезает.
Разумеется, многие исторические здания давно стёрты с лица земли революцией, войнами и уродливой советской застройкой. Но и в мирные 1990-е исчезло столько связанной со славными историческими именами старины, что складывается впечатление – на страну снова падали бомбы.
Судите сами. В 1995 г. в Наро-Фоминске сгорела усадьба Якунчиковых, где часто бывали Антон Чехов и Константин Станиславский. В 1997 г. местные жители растащили по брёвнышку дом писателя Михаила Пришвина в городе Пушкино – на хозяйственные нужды. Примерно тогда же в Псковской области окончательно пришла в негодность церковь Николая Чудотворца, в которой венчался победитель Наполеона Михаил Кутузов.
В Петербурге в 1990 г. сгорел до основания Музей авангарда, располагающийся в так называемом доме Матюшина. Здание – известнейший центр столичной культурной жизни начала XX века. В доме встречались авангардисты самых разных стилей и направлений – от художника Казимира Малевича до поэтессы Елены Гуро. Строение возвели заново, но из-за нехватки средств на работы ушло почти 10 лет!
Казалось бы, в сытые 2000-е ситуация улучшалась. Действительно, кое-какие памятники отреставрировали. В Тульской области восстановлена большая часть зданий музея Поленово, где с конца XIX века жил художник Василий Поленов. В Подмосковье началась реставрация усадьбы Остафьево, где Николай Карамзин писал «Историю государства Российского». В Московской области Талдомского района открылся музей Михаила Салтыкова-Щедрина, в его родовом имении Спас-Угол.
Но отреставрированные памятные места – капля в море по сравнению с количеством тех, что продолжают разрушаться. Названия руин можно перечислять бесконечно. Взять усадьбу Осташево под Волоколамском. В первой трети XIX века там проходили встречи декабристов. К тому же на территории усадьбы находится церковь с заложенной в 1915 г. усыпальницей рода Романовых. Теперь здания полуразрушены, надгробные доски на саркофагах великих князей утрачены.
По-прежнему в развалинах усадьба Батово в Гатчинском районе Ленобласти. Она принадлежала декабристу Кондратию Рылееву, а во второй половине XIX века перешла к семье Набоковых. Той самой, к которой принадлежит писатель Владимир Набоков. Теперь в Батово – остатки кирпичной кладки, а единственная действующая организация – построенная в советские времена птицефабрика. В Псковской области разрушается усадьба Бороздиных, главный дом которой построен генералом-аншефом Петра I Корнилием Бороздиным, героем, перевернувшим ход Семилетней войны.
Вдобавок исторические места продолжают разбазаривать. В 2006 г. чрезвычайно странная история произошла с подмосковной усадьбой Мураново. Сначала в ней жил поэт пушкинской поры Евгений Баратынский, а позже – Фёдор Тютчев. Главный дом имения неожиданно сгорел. По официальной версии, в здание попала молния, причём не простая – а шаровая. Поскольку подобные явления встречаются в природе весьма редко, культурная общественность заподозрила, что дело нечисто. Дом подожгли, чтобы скрыть хищения из музейного фонда – в частности, пропажу нескольких картин Айвазовского, якобы утраченных при пожаре. Но следователи доказательств этому не нашли. Теперь развалины понемногу восстанавливают, но, несмотря на выделенные Московской областью 50 млн. руб., реставрация до сих пор не завершилась.
Неясна судьба подмосковной усадьбы Глинки, заложенной знаменитым учёным времён Петра I Яковом Брюсом. Тем самым загадочным затворником, который, по легенде, летал на драконе, а его призрак якобы бродит по ночам на Сухаревской площади в Москве. В наши дни на территории имения расположен гастроэнтерологический санаторий. Два года назад его руководство попросту закрыло расположенный в усадьбе единственный в мире Музей Якова Брюса.
Последний скандал – в конце мая прокуратура выяснила, что во Владимирской области незаконно распродают усадьбу Муромцево. Это памятник федерального значения, построенный во второй половине XIX века полковником Храповицким. Полковник не самый известный исторический деятель, но усадьба – изумительной красоты, с уникальным псевдоготическим замком. Вдобавок она крупнейшая из тех, что построены в России после 1861 года. По данным прокуратуры, несколько лет назад имение незаконно приватизировали, а скотный двор даже успели несколько раз перепродать. В последнем случае – за 1,3 млн. рублей.
При таком отношении к памятникам трудно ждать от населения расцвета патриотизма. У кого научатся чести и достоинству следующие поколения, если дух и быт славных исторических деятелей исчезнет?