> Пастильная история Коломны - Аргументы Недели

//Общество

Пастильная история Коломны

9 июня 2012, 12:44 [ «Аргументы Недели» ]

Наталья Никитина, фото Ольги Лобызовой

Коломенская пастила – исчезнувший в сегодняшней России вкус. А когда-то – гордость и бренд города, сладкий образ патриархальной Коломны. Всего несколько лет назад социальные предприниматели культуролог Наталья Никитина и экономист Елена Дмитриева чудом восстановили старинный рецепт яблочной пастилы, в 2010 году представили проект по реконструкции здания старинной фабрики в Коломенском посаде. Сегодня на ней трудятся 65 местных жителей. Исторический центр города на глазах возрождается, на центральной площади скоро появится колонка с водой, а Коломенский посад наравне с кремлем достойно входит в число лучших достопримечательностей города. Российские и  иностранные гости приезжают сюда за невероятным ощущением неспешно текущей жизни, ароматом антоновских яблок и крепкого чая с душистой пастилой. Все это – культурологический продукт, наше нематериальное наследие, бережно охраняемое стенами музейной фабрики пастилы и, конечно, командой проекта.

Этот культурологический проект реализуется некоммерческим партнерством «Город-музей», его команда и возрождает маленький Коломенский посад. «Кривенький, косенький, нетронутый новостройками, в недавнем прошлом забытый и покинутый всеми – такой он нам и нужен, – говорит Наталья Никитина, главный вдохновитель и идеолог проекта. – Музейная фабрика пастилы, как и ранее Музей «исчезнувшего вкуса», – оба объекта открыты в старых, реконструированных домах. Для развития Коломенского посада мы уже спроектировали 14 музеев и подобрали для них «содержание». Надеемся, что в скором будущем здесь будет музейный квартал, с уютными кафе и магазинчиками – эти проекты мы уже начали реализовывать».

За невероятными результатами стоит безусловное стремление «сделать профессиональный продукт» и желание «помочь людям вокруг». Так, приоритет при приеме на работу отдается посадским – местным жителям. Ну и, конечно, все наполнение фабрики и музея продумано до мелочей: старинный интерьер и костюмы актеров-экскурсоводов, забытые запахи и вкусы, богатая фактура материалов и производственные аппараты, восстановленные по старинным эскизам…

Сегодня «Город-музей» – призер премий «Лучший европейский музей года» (2012) и «Доступный мир – 2012» как лучший музей, доступный для посещения инвалидами-колясочниками, а также победитель конкурса проектов в сфере социального предпринимательства 2010 года, который проводит Фонд Вагита Алекперова «Наше будущее». С этой победы и началась история фабрики.

«Удивительно, что здание фабрики располагается в старинном конфектно-пастильном заведении (старинное название фабрики)  купца Петра Карповича Чуприкова. Их семья славилась на всю Коломну своей пастилой, – говорит Наталья Никитина. – И когда мы начали реконструкцию, зданию была присвоена 4 степень разрушения – туда было страшно зайти! На беспроцентный заем, выделенный Фондом «Наше будущее», оно было отреставрировано, в подвальном этаже разместилось производство, а на первом, земляном, мы проводим театрализованные экскурсии».

6 июня гостями «Города-музея» стали представители средств массовой информации. Сначала два слова об уровне музейного объекта. Музейная фабрика пастилы сделана по европейскому стандарту: доступность для инвалидов-колясочников, англоязычная брошюра с рассказом о проекте, вход на фабрику и выход   ведут через кондитерский и садовый магазинчики. Но поражает не это. «Я не люблю слово интерактивный музей», – объясняет Наталья Никитина. И это действительно слишком сухая формулировка для Музейной фабрики. Ее гости попадают на настоящее театрализованное представление: оказываются  в доме семьи Чуприковых и вместе с ними «проживают» все этапы приготовления пастилы. Яблоки будут мыть на восстановленном местным кузнецом по старинным чертежам аппарате, мутовкой взвивать белопенную пастилу, сушить ее на пяльцах в печке, воссозданной по музейным эскизам и установленной на том же  месте, где и была в свое время у Чуприковых. Упакуют пастилу тоже в коробочку под старину – отдельный предмет гордости Натальи как культуролога.

«Среди 59 социальных проектов из совершенно разных сфер, поддержанных Фондом «Наше будущее» за 5 лет работы, «Музейная фабрика пастилы» – уникальный проект, более того, в России первопроходец  культурологического и образец социального предпринимательства», – говорит Ирина Павлова, руководитель Дирекции по развитию и поддержке социального предпринимательства Фонда «Наше будущее».

«В месяц мы принимаем до 4 тысяч туристов, а график посещений расписан до 2013 года», –комментирует Наталья Никитина. Гостей «Города-музея» ждет не только удивительное путешествие в прошлое, но и дегустация старинного русского лакомства, чаепитие на стогах сена во дворе фабрики с ароматным вареньем, а для садоводов-любителей работает лекторий, где садовник Музейной фабрики Мелентий научит ухаживать за яблоневым садом и поделится секретами садоводства.

Ирина Павлова: «В нашей стране  много талантливых, инициативных людей, готовых взять на себя решение социальных проблем. Все они, в какой бы сфере ни работали, меняют жизнь людей вокруг себя к лучшему, и  часто  вовлекая на рынок исключенные из него, неудобные традиционному бизнесу категории населения:  многодетных мам, молодежь, инвалидов, пенсионеров, сирот – всех тех, кому необходимо человеческое участие. Подобные Музейной фабрике пастилы проекты способствуют возрождению малых городов России, а Фонд обеспечивает им консалтинговую и финансовую поддержку».

Наталья Никитина гордится партнерством с Фондом «Наше будущее»:  «После того, как мы были поддержаны Фондом, нас признало деловое и профессиональное сообщество. И теперь, участвуя в конференциях и выставках для предпринимателей, я делюсь с коллегами опытом ведения социального предпринимательства – для многих из них нового вида бизнеса, уникального механизма решения социальным проблем».

Справка:

Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» создан в 2007 году  по инициативе Вагита Алекперова с целью  развития социального предпринимательства на территории России. Фонд ведет работу по поиску наиболее перспективных инновационных идей и проектов, их эффективной реализации на практике, а также адаптации западных технологий социального предпринимательства к российским условиям.

 За 5 лет работы Фондом «Наше будущее» поддержано 59 проектов в сфере социального предпринимательства на общую сумму 130,5 млн рублей.

С 2008 г. Фонд «Наше будущее» проводит конкурс проектов в сфере социального предпринимательства. В 2011 г. конкурс приобрел статус Всероссийского и стал проходить в принципиально новом онлайн-формате.

КК


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте