Прозвучавший в мае ежегодный отчет губернатора Санкт-Петербурга перед Законодательным Собранием, в принципе, не вызвал большого ажиотажа ни среди СМИ, ни среди профессионального экспертного сообщества. Такие доклады уже давно превратились в формальную дань традиции. Произнесенные в Мариинском дворце тезисы охарактеризовали основные направления, по которым шло направление развития города и по которым планируется осуществлять его в ближайшем будущем.
Едва ли не революционно прозвучали слова о том, что Санкт-Петербург в будущем может стать местом притяжения мировых финансовых потоков, куда могут переехать головные и региональные офисы ведущих транснациональных корпораций! Что и говорить, заманчивая перспектива, учитывая то, что в связи с изменением налогового законодательства Петербургу теперь не стоит рассчитывать на щедрые поступления от зарегистрированных здесь нефте и газодобывающих компаний. Но это вопрос хотя и радужного, но все-таки отдаленного будущего. Горожан же более всего интересуют дела насущные.
Георгий Полтавченко декларировал намерения городских властей продолжать развивать дорожную инфраструктуру. Естественно, такие заявления не могут не радовать, учитывая то, что проблема эта, действительно, острая и стоит для многих петербуржцев на первом месте, хотя в тексте доклада она была представлена лишь под восьмым номером. Глава города заявил о намерениях провести конкурс на проектирование двух новых скоростных трасс и мостов в створе Фаянсовой и Зольной улиц. Конечно, новые мосты и новые скоростные трассы важны для города, так как сделают транспортное сообщение между разделенными Невой районами быстрее и удобнее.
Единственный возникающий при этом вопрос: за чей счет планируется организовать данный праздник для всех автомобилистов? У городских властей готов ответ. Государственно-частное партнерство (ГЧП) призвано решить все проблемы там, где государственные органы испытывают некоторые затруднения с финансированием своих амбициозных проектов. Обычно при упоминании этой аббревиатуры приводят в пример пилотный проект реализации ГЧП — Западный скоростной диаметр (ЗСД), который планируется ввести в эксплуатацию к 2015 году. На сегодняшний день завершение этого проекта стало приоритетной задачей для всего города, о чем также было упомянуто в докладе губернатора. Впрочем, Полтавченко предпочел не озвучивать некоторые проблемы, с которыми пришлось столкнуться городу при реализации данного проекта.
Первоначально планировалось, что расходы, связанные со строительством ЗСД понесут на равных государство и специально созданный для этих целей консорциум «ЗСД Невский меридиан». Но наступил памятный 2008 год, и подконтрольный Олегу Дерипаске консорциум отказался от своих обязательств. Город, а в его лице и государство, оказались по существу «у разбитого корыта». Южный и северный участки ЗСД строятся исключительно за счет федерального и местного бюджетов. В августе прошлого года была выбрана компания, которая должна будет строить самый сложный участок трассы — центральный, ею оказался созданный «ВТБ Капитал», «Газпромбанком», одной итальянской и двумя турецкими строительными компаниями консорциум «Магистраль Северной столицы». Опять же, строительство будет вестись на паях, и часть необходимой суммы вновь ляжет обременением на государственный и городской бюджеты. В результате из запланированной сметы в 320 млрд руб. в самом лучшем случае лишь четверть суммы поступит от частных инвесторов. Но при этом консорциуму на 30 лет дается право взимать плату за проезд по ЗСД и иметь оговоренный уровень дохода приблизительно в 9,5 млрд руб. в год. Таким образом, видно, что если проект ЗСД и сможет окупиться, то только не для государственной казны.
Впрочем, и это еще не все. Кроме самого строительства город и федеральный центр несут на себе и другие обременения. Гарантированный уровень доходности может привести только расчетный автомобильный поток, равный примерно 100 000 автомобилям, проходящим по ЗСД в сутки. В том случае, если частный инвестор будет недополучать запланированную прибыль, государство будет обязано возместить ее, таковы условия договора концессии. Учитывая то, что сейчас вокруг города полностью замкнулось кольцо КАД, а в перспективе рассматривается и строительство КАД-2, можно предположить, что часть автомобилистов предпочтет воспользоваться этими трассами, а не платить за сквозной проезд по ЗСД. По сути, в рамках целой федеральной программы будет поставлен эксперимент: насколько соответствуют действительности выводы экспертов по логистическим проблемам?
Да и будет ли возможно осуществить ГЧП в современных экономических реалиях? В том же докладе Георгий Полтавченко заявил, что в 2012 году потери городского бюджета составят 20–30 млрд руб. по сравнению с уровнем 2011 года. Как уже говорилось, весомый вклад в эти потери внесло перераспределение выплат, вносимых в местный бюджет компаниями, занятыми добычей углеводородов. Нельзя не учитывать и то, что в перспективе весь мир окажется накрыт второй волной экономического кризиса, о чем предупреждают многие ведущие экономисты. Да и кроме ЗСД город имеет еще множество находящихся в стадии строительства или разработки технической документации проектов. Стадион на Крестовском острове, Морской фасад, возведение второй сцены Маринки, непонятная ситуация вокруг ОхтаЛахта-центра, все те же обязательства по рискам касательно ЗСД — все перечисленное может оказаться непосильной ношей для городского бюджета уже в ближайшем будущем. Сможет ли вообще город при этом рассчитывать на какие-либо средства для удовлетворения своих самых насущных нужд, на социальные программы, на поддержание ЖКХ и теплосетей?
Ситуация получается патовая: развитие дорог и инфраструктуры необходимо, но при нынешних реалиях оно становится буквально разорительным. Простым горожанам остается лишь ждать, как губернатор Полтавченко и городское правительство будут реагировать на складывающуюся ситуацию. Впрочем, перенаправить мировые финансовые потоки в Санкт-Петербург не такая уж и плохая идея. В этом случае, как надо полагать, никакого ГЧП Петербургу уже можно будет не опасаться.