Голодающие дольщицы не хотят «пожать» руку помощи
25 апреля 2012, 12:57 [«Аргументы Недели», Марина Шмелева ]
В Петербурге вторую неделю голодают обманутые дольщицы. За этот период двоих из девяти участниц голодовки уже госпитализировали, но когда их отпустили домой, они продолжили участие в акции. Чуть меньше года назад они пытались аналогичным способом обратить на себя внимание городской администрации. В ответ получили обещание от законодателей: «Разберемся!» Но сменилась власть, появился омбудсмен, депутаты заняли свои кресла, а вопрос не решен. И дольщицы почувствовали себя обманутыми дважды, решившись на крайний шаг.
Одними из самых рьяных защитников участниц акции были активисты партии «Яблоко». Как отметил лидер петербургских «яблочников» Максим Резник, «партия всегда была в оппозиции к социально-экономической политике, проводимой городом». Именно офис этой партии дольщицы выбрали местом для голодовки. Девять женщин, среди которых инвалиды и пенсионерки, давно надеются на поддержку «яблочников», ставших парламентариями. Однако фракция «Яблоко», равно как и «Справедливая Россия», также раздававшая комментарии по этой проблеме, не стремятся проявлять инициативу в законодательном обеспечении решения вопросов с дольщиками, которые незащищены. Но комментируют ситуацию исправно, получая дополнительные политические бонусы.
Люди, вложившие собственные средства (не у всех они, правда, были последними) в покупку жилья, оказались в итоге у разбитого корыта. Напомним, что те схемы, жертвами которых стали несчастные женщины, были разработаны и реализованы около десяти лет назад. Так, например, дольщики с Коломяжского проспекта, д. 28Б купили свои квартиры в 2000—2001 годах. Земельный участок для строительства принадлежал АОО «Светлана». Для строительства была привлечена компания УНР86, которая и продавала квартиры. Позднее АОО «Светлана» передала свои права ООО «Инкост», а компания УНР86 была признана банкротом. В результате дольщики потеряли свои квартиры. По факту мошеннического сговора руководителей «Инкост» и УНР86 было возбуждено уголовное дело, которое было закрыто в 2010 году за истечением срока давности.
Аналогичным образом дольщики дома 93 по Ленинскому проспекту приобрели свои квартиры в 2001 году у ООО «Строительная компания Северная Столица». Застройщиком было ООО «Экстрадомус». В 2002 году дом должны были сдать, но в августе 2002 года строительство было приостановлено. В 2003 году ООО «Экстрадомус» отозвало доверенность у ООО «Северная столица». К тому времени дольщики выплатили уже 100% от стоимости жилья. Позднее ООО «Экстрадомус» передало объект для завершения строительства ООО «РМК-Строй», которое предложило дольщикам ещё раз заплатить за свои квартиры.
Каждая из отчаявшихся голодающих женщин может рассказать свою историю, но в основном, они схожи. Деньги были заплачены, договор подписан, но жилье не получено в результате мошеннических действий, которые были следствием законодательного хаоса, который продолжается и по сей день.
Дольщицы выбрали адресатом своей акции губернатора города Георгия Полтавченко. Они заявили, что прекратят голодовку после того, как встретятся с градоначальником и получат квартиры. В ответ губернатор рассказал через свой твиттер о том, что поручил главе комитета по социальной политике Александру Ржаненкову следить за здоровьем голодающих. Он также отметил, что необходимо время, чтобы урегулировать законодательные препоны решению вопроса. Полтавченко попросил женщин прекратить голодовку и пообещал им личную встречу. «Законы, по которым дольщиков "кинули", принимались ещё в 90-е теми, кто за их права сейчас так ратует», - подчеркнул губернатор.
Можно понять дольщиц, которые, отчаявшись, обратились «к самому главному» в регионе, но сложно осознать, чем руководствуются законодатели. Женщины в ходе пресс-конференции в офисе «Яблока», которая прошла 24 апреля, рассказали о том, что неоднократно обращались к депутатам предыдущего и нынешнего созывов. «Мы не только обращались к депутатам, но и участвовали в разработке законов, работали и с прокуратурой, и с Думой, и с председателем Комиссии по социальным вопросам, и с Островским. Те поправки, которые приняты, не касаются дольщиков по двойным и тройным продажам, которые здесь представлены. Они не решают наш вопрос», - сетуют участницы акции. Они рассказали о том, что обращались в генпрокуратуру, которая разработала закон. «Мы его правили, вносили свои поправки, и отправили в ЗакС. Но ЗакС этот закон не принял и наши поправки все были вычеркнуты. Это было в 2009 году», - рассказали дольщицы.
При этом вся загвоздка в несовершенстве законодательства. Вроде бы есть акт, но он не дописан, не доделан. Согласно 214-му федеральному закону, каждый участник долевого строительства должен проходить обязательную регистрацию в ФРС, поэтому продать второй раз эту же квартиру или помещение невозможно. Однако мошенники нашли лазейку: дольщика не спасти, если застройщик обанкротится. Понятно, что такая «прореха» обнаружилась довольно давно, но вот на то, чтобы залатать ее, у законодателей не находится времени. Это с одной стороны. С другой – уже две сессии подряд в апреле питерские народные избранники пропустили потому, что… «кончились законы». Больше того, за неимением других важных законопроектов они готовятся принять акт, согласно которому будут собираться на пленарное заседание не чаще раза в месяц. То есть, своим правом законодательной инициативы петербургские законодатели пользоваться не умеют и не хотят – ждут инициативы и законопроектов от исполнительной власти.
При этом в ответ на обращения дольщиц депутаты даже из оппозиционных фракций КПРФ и «Справедливая Россия» изображали тотальную занятость. «Мы обращались к депутату Ольховскому – он вообще потерял наши документы. Мы ждали ответа, пришли – а он говорит: «Мы не знаем, где ваши документы». Получается, что сам депутатский корпус саботирует нас», - жалуются голодающие.
Конечно, не во всем виноваты законодатели. Часть вины лежит и на самих участницах акции. Строительный комитет мог бы в свое время вмешаться, но должны были появиться решения суда, согласно которым были нарушены права одной из сторон. Но доказать это весьма сложно, ввиду все тех же недоделок в законе. При этом сами покупатели положились на «авось», не прибегнув к помощи юристов при заключении сделки - покупки квартиры, таким образом, не предусмотрев возможного развития событий.
Городские власти, тем не менее, делают все возможное, чтобы как можно быстрее решить наболевший вопрос. Конечно, невозможно отследить деятельность каждой строительной фирмы и проверить все заключаемые сделки покупки-продажи квартиры. Здесь первым этапом должен стать судебный процесс, который в результате рассмотрения каждой конкретной ситуации выявит, был ли дольщик обманут. Не факт, что судебное решение удовлетворит пострадавших, но это будет серьезный шаг в сторону решения проблемы.
Одновременно с этим необходимы действия и со стороны властей города и законодателей. И шаги в этом направлении уже делаются. На прошлой неделе Комитет по законодательству петербургского парламента одобрил предложенные Георгием Полтавченко изменения в законы, в соответствии с которыми обманутых дольщиков будут ставить в очередь на получение квартир. Поскольку в настоящее время статус «обманутого дольщика» все еще законодательно не определен, эта мера коснется тех дольщиков, которым «негде жить» и дома которых точно не будут достроены.
Тем же дольщикам, которые уже признаны пострадавшими, оказывается помощь в настоящий момент. По состоянию на начало апреля специальная комиссия при правительстве Санкт-Петербурга рассмотрела 829 дел пострадавших граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, из них 282 повторно. По 427 гражданам - участникам долевого строительства приняты положительные решения. И теперь часть граждан поставлены в очередь на новую квартиру, другим – выплачены компенсации.
Спасение утопающих – всегда дело самих утопающих. Но иногда протягивают руку, и нужно уметь ее пожать. Губернатор Петербурга предложил дольщицам прекратить голодовку, пообещав, что их вопрос найдет решение. Нужно только время. И вместо того, чтобы тратить ее на изнурение себя и политический пиар оппозиционного питерского «Яблока», нужно сделать шаг в сторону решения проблемы.