> В вопросах соцобеспечения Белоруссии и России- единые принципы - Аргументы Недели

//Общество

В вопросах соцобеспечения Белоруссии и России- единые принципы

31 марта 2012, 18:17 [«Аргументы Недели», Герман Напольский ]

Анализ законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, регулирующего вопросы социального обеспечения и социального страхования, показал, что при формировании своих национальных систем государствами в целом соблюдались единые подходы и принципы, заявила заместитель начальника управления социального законодательства Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Вера Чаушник в Петрозаводске на двадцать седьмом заседании постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Белоруссии и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Социальная защищенность граждан Союзного государства».
Данные подходы и принципы, по ее словам, заключались, в частности, в том, что в основу государственных пенсионных систем обоих государств заложены страховые принципы, введен персонифицированный учет в системе государственного социального страхования, для граждан обоих государств предусмотрены одинаковые условия по возрасту и стажу, определяющие право на пенсию по возрасту на общих основаниях и многое другое.  
     В то же время имеются и существенные различия, как в структурном построении системы социального страхования, так и ее управлении. Имеются также некоторые проблемы в обеспечении равенства прав граждан.
     Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 января 1995 года ”Об основах государственного социального страхования“ временно проживающие либо временно пребывающие в Республике Беларусь граждане Российской Федерации, работающие в Республике Беларусь, имеют право добровольного участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию. Это значит, что при уплате ими взносов на государственное социальное страхование, они имею право на соответствующие выплаты, в том числе, на пособие по временной нетрудоспособности, пособие по материнству (по беременности и родам) и другие выплаты.
     Такой подход обусловлен тем, что назначение указанных пособий состоит в возмещении работнику заработка в связи с временной утратой трудоспособности или с беременностью и родами, их размеры напрямую увязаны с заработком работника до наступления соответствующего страхового случая и количеством пропущенных в связи с его наступлением рабочих дней.
        Федеральным законом от 29 декабря 2006 года ”Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством“ предусмотрено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, или занимающиеся иными видами деятельности, предусмотренными законом.
     В соответствии с данной нормой временно пребывающие и работающие в Российской Федерации граждане Республики Беларусь не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В отношении указанных граждан возможности добровольного участия в таких правоотношениях Федеральный закон не содержит. В результате они не приобретают право на пособие по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
     Следует отметить, что аналогичная ситуация в отношении временно пребывающих в Российской Федерации граждан Республики Беларусь складывалась до 1 января 2012 года в области обязательного пенсионного страхования. С принятием Федерального закона от 3 декабря 2011 года ”О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды“ данная проблема устранена.
        В соответствии с указанным законом временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года ”О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“),  заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев считаются застрахованными лицами для целей обязательного пенсионного страхования.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте