В вопросах соцобеспечения Белоруссии и России- единые принципы
31 марта 2012, 18:17 [«Аргументы Недели», Герман Напольский ]
Анализ законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, регулирующего вопросы социального обеспечения и социального страхования, показал, что при формировании своих национальных систем государствами в целом соблюдались единые подходы и принципы, заявила заместитель начальника управления социального законодательства Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Вера Чаушник в Петрозаводске на двадцать седьмом заседании постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Белоруссии и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Социальная защищенность граждан Союзного государства».
Данные подходы и принципы, по ее словам, заключались, в частности, в том, что в основу государственных пенсионных систем обоих государств заложены страховые принципы, введен персонифицированный учет в системе государственного социального страхования, для граждан обоих государств предусмотрены одинаковые условия по возрасту и стажу, определяющие право на пенсию по возрасту на общих основаниях и многое другое.
В то же время имеются и существенные различия, как в структурном построении системы социального страхования, так и ее управлении. Имеются также некоторые проблемы в обеспечении равенства прав граждан.
Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 января 1995 года ”Об основах государственного социального страхования“ временно проживающие либо временно пребывающие в Республике Беларусь граждане Российской Федерации, работающие в Республике Беларусь, имеют право добровольного участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию. Это значит, что при уплате ими взносов на государственное социальное страхование, они имею право на соответствующие выплаты, в том числе, на пособие по временной нетрудоспособности, пособие по материнству (по беременности и родам) и другие выплаты.
Такой подход обусловлен тем, что назначение указанных пособий состоит в возмещении работнику заработка в связи с временной утратой трудоспособности или с беременностью и родами, их размеры напрямую увязаны с заработком работника до наступления соответствующего страхового случая и количеством пропущенных в связи с его наступлением рабочих дней.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года ”Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством“ предусмотрено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, или занимающиеся иными видами деятельности, предусмотренными законом.
В соответствии с данной нормой временно пребывающие и работающие в Российской Федерации граждане Республики Беларусь не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В отношении указанных граждан возможности добровольного участия в таких правоотношениях Федеральный закон не содержит. В результате они не приобретают право на пособие по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Следует отметить, что аналогичная ситуация в отношении временно пребывающих в Российской Федерации граждан Республики Беларусь складывалась до 1 января 2012 года в области обязательного пенсионного страхования. С принятием Федерального закона от 3 декабря 2011 года ”О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды“ данная проблема устранена.
В соответствии с указанным законом временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года ”О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“), заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев считаются застрахованными лицами для целей обязательного пенсионного страхования.