Бывший директор службы безопасности Франции, а теперь писатель, автор воспоминаний спецагента Эрик Мейан проанализировал феномен Тулузского стрелка Мохамеда Мера и пришел к выводам, которые актуальны сегодня для многих стран мира.
Про события в Тулузе Мейан узнал из прессы, он давно отошел от дел и посвятил себя мемуарной литературе. Он полагает, что Мера никогда не был членом какой-либо крупной террористичекой организации и не принадлежал к разветвленной сети. Скорее стрелок представляет собой мелкого злоумышленника из бедных пригородов, неудачника, растерянного перед вызовами цивилизации. Он не умеет ничего делать своими руками, он не умеет работать, оторван от корней настолько, что не способен даже внедриться в экстремистские исламские круги, и совершает глупые и гнусные преступления только для того, чтобы заявить о своем существовании.
По мнению французского специалиста, эти люди «из пригородов» (так называют французы жителей бедных кварталов, поскольку во Франции они исторически находятся вне центра городов, в них проживают массово эмигранты) хотели бы создать террористическую сеть, да даже этого не умеют, поскольку у них нет навыков самоорганизации.
Мейан обращает внимание в своем интервью, данном им журналу L’Observateur, на оружие, использованное убийцей – это не современное оружие, а пистолет Кольт 45, довоенного образца. Обычно террористы используют взрывчатые вещества, то, что дает возможность уничтожить как можно больше народу, привести к массовым жертвам.
Агрессия, страх, ненависть – эти чувства царят в бедных кварталах Франции. Отсюда и повышенный уровень случайной преступности, преступности, которую очень трудно выявлять, в отличие от истинного терроризма, для которого характерны все-таки период подготовки, наличие неких планов, организационными мероприятиями.
К сожалению, поставить на контроль всех, кто является потенциальным преступником, физически невозможно. Вдруг кто-то, кто не подавал ранее никаких признаков преступных намерений, или был осужден пару раз за хулиганство или мелкое воровство, вдруг начинает убивать, просто чтобы мир узнал о его существовании, чтобы его заметили. Это дикий, ужасающий, но вопль о помощи, призыв к обществу заметить его, признать право на существование.
Происшедшее во Франции теоретически вполне может повториться, да и повторяется, в любом другом городе мира, где есть бедные кварталы, полные плохо образованных, не имеющих привычки к созидательному труду и учебе людей, вырванных из привычного традиционного, патриархального уклада, но не смогших принять и понять новые нормы сосуществования, брезгливо брошенных обществом на произвол судьбы. Они всегда являются отличным инструментом для разного рода экстремистов и агрессивных фанатиков, легко завоевывающих их неустойчивое сознание с помощью примитивных, легких для понимания необразованного человека догм.