Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 7(299) от 22.02.2012

Минпромторг сложил крылья

, 17:45

Министерство промышленности и торговли разродилось очередной грандиозной программой развития авиапрома до 2025 года. По давней традиции, конкретных планов и точных цифр в документе  практически нет. Одни общие слова и благие пожелания. На этом фоне особо выделяется гвоздь госпрограммы – сумма в 1,7 трлн. руб., затребованная чиновниками на спасение авиационной промышленности.

В авиапроме пока есть что спасать. Напомним ключевые цифры. В 1980-е гг. на СССР приходилась четверть мирового производства гражданских, 40% – военных самолётов. Каждый год заказчики получали до 350 самолётов, более 400 – вертолётов. Треть машин шла на экспорт. Единственным реальным конкурентом на мировом рынке была американская корпорация «Боинг». Япония, несмотря на огромные государственные вливания, провалила попытку создать собственный полноценный авиапром. Германия после Второй мировой – даже не старалась. Китай – тужится уже четверть века, но не смог выжать из промышленности конкурентоспособный самолёт. 

Так что в начале 1990-х гг. у РФ были все шансы занять огромную долю мирового авиарынка объёмом более 180 млрд. долл. в год. Но не тут-то было. Последние 20 лет российский авиапром изо всех сил топили на самом высоком уровне. Особенно запомнилась речь Г. Грефа в его бытность министром экономики. В 2005 г. на заседании правительства он призвал обнулить пошлины на отлетавшие 10–20 лет иностранные авиапомойки. Поскольку, мол, «российские самолёты опасны». Почин подхватил президент Дм. Медведев, прославившийся первой за последние 70 лет закупкой иностранных самолётов в парк «Авиаотряда №1». И прогремевшей фразой: «Если свои не способны раскрутиться, нужно покупать технику за рубежом».

С такими стараниями результат закономерен. В последние 15 лет производство гражданских самолётов в РФ упало до
6–12 штук в год. Вертолётов выпускают до 50 в год. Производство авиадвигателей в коме, многие авиационные КБ закрыты или ради расчистки площадей под офисы выселены из городов в дальние дали. В качестве триумфа «обновлённого» российского авиапрома правительство преподносит самолёт Суперджет-100. В котором нет почти ничего отечественного. Авионика и топливная система – французские, электрика, гидравлика, салон, колёса и тормоза – производства США,  кресла пилотов – британские, система управления – германская.

В общем, в свежеиспечённой программе Минпромторга устрашает не число нулей. Без масштабной господдержки авиационная отрасль действительно не выживет ни в одной стране. Страшно другое: вдруг громадные средства правда попадут в руки чиновникам, давно сделавшим всё, чтобы угробить авиапромышленность.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram