Михаил Делягин, директор московского Института проблем глобализации, продолжает расспрашивать Сергея МУСИЕНКО, руководителя минского Аналитического центра «Экоом», о жизни в современной Белоруссии.
- Как устроено военное образование в Белоруссии?
– У нас есть Военная академия, а также 7 военных факультетов и 4 военные кафедры гражданских вузов, где учатся офицеры тактического звена и запаса.
В 2006 году созданием факультета Генштаба завершено формирование белорусской военной школы.
Через два года состоялся первый выпуск офицеров военных факультетов БГУ, БНТУ, университета транспорта, высшего авиационного колледжа.
С нуля создана система подготовки лётчиков: с 2007 года на базе ряда воинских частей и военного факультета Гродненского госуниверситета работает Гродненский территориальный центр их подготовки.
Минское суворовское училище перешло на 5-летнее обучение.
Наши офицеры учатся в Федеральном ведомстве иностранных языков и Центре по подготовке миротворческих подразделений ООН в Германии, в Колледже св. Джона Университета Лидс (Великобритания), в Военной академии Литвы, Центре миротворческих сил Польши и т.д.
В российских военных вузах только в 1998–2008 годах прошли обучение 435 слушателей и 407 курсантов. Сейчас их учат в рамках ОДКБ.
– Сколько рядовых и сержантов приходится на одного белорусского генерала?
– Сегодня на 40 генеральских должностях служат 22 генерала, скоро станет чуть больше. На одного генерала приходится более тысячи других военнослужащих.
– Как часто проводятся учения и какого уровня?
– Более тысячи в год. В основном, конечно, на уровне рот и батальонов. Около 4 тысяч человек в год призываются из запаса на сборы, из них около 1 тысячи проходят переподготовку.
Проходят учения на российском полигоне ВВС «Ашулук».
С 2009 года раз в два года проводятся совместные учения с Россией. Следующие пройдут в 2013 году у нас.
Перечислю прошлые крупные учения – «Неман-2001», «Березина-2002», «Чистое небо – 2003», «Щит Отечества – 2004», командно-штабное учение «Щит Союза – 2006», оперативно-стратегическое учение «Запад-2009», совместное оперативное учение «Щит Союза – 2011».
– Используются ли в армии новейшие технологии?
– Разумеется. По Плану строительства и развития Вооружённых сил на 2011–2015 годы, создаётся многоуровневая автоматизированная система оперативного управления (АСУ) войсками в условиях огневого и радиоэлектронного воздействия противника. Современные средства коммуникации ускоряют обмен информацией в 3–5 раз. На их базе создана единая автоматизированная система управления ВВС и войсками ПВО.
Активно развивается центр подготовки и применения беспилотников. Внедряются системы поля боя, объединяющие комплекс средств наблюдения (оптических, телевизионных, тепловизионных, лазерных, радиолокационных), навигационного оборудования, средств предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении. Апробируется индивидуальный комплекс, объединяющий личное оружие, средства жизнеобеспечения и защиты, связи и навигации.
– Готова ли армия к войне в Интернете?
– Наши Вооружённые силы не стоят в стороне от этой сферы.
А военное информационное агентство «Ваяр» помимо издания обычных СМИ ведёт сайты «Виртуальный военкомат» –
www.mod.mil.by и «Детям об армии» – www.deti.mil.by. Наверное, единственный такой в мире. Сайт для детей есть у ЦРУ, но он о другом.
Агентство поддерживает открытый кубок страны по киберспорту, имеет Центр виртуальных пилотов с 9-месячной программой подготовки.
В 2012 году закончит авиафакультет Военной академии Александр Кулеш – победитель первого чемпионата по «Ил-2. Штурмовик». Из виртуального пилота он стал реальным лётчиком-истребителем.
Второй киберспортивной дисциплиной, поддержанной Минобороны, стала игра World of Tanks, созданная нашими разработчиками. World of Tanks – рекордсмен Книги рекордов Гиннесса по одновременному пребыванию игроков на сервере (более 91 тысяч человек). В мире в него играют более 18 миллионов человек. В первом турнире главным призом было обучение вождению боевого танка.
– Как долго белорусские парни служат по призыву? Успевают ли освоить сложные специальности?
– Цель срочной службы – подготовка обученного резерва. Она длится полтора года, после вуза – год. Такого числа отсрочек, как у нас, пожалуй, больше нет нигде. Например, с 2007 года отсрочку получают выпускники ПТУ, желающие поступить в вуз.
Военную специальность получают не только в армии, но и на военных факультетах и кафедрах гражданских вузов. И – с 2004 года – при службе в резерве. Резервистов готовят более чем по ста специальностям.
Контрактники-солдаты – обычно специалисты сложных специальностей, освоить которые за время службы нельзя.
Полностью комплектуют контрактниками и небольшие части.
Государственно-общественное объединение ДОСААФ за год готовит около 50 тысяч специалистов массовых технических профессий, имеющих военное значение. В том числе до 40% всех водителей в стране.
В его аэроклубах идёт первоначальное лётное обучение курсантов авиафакультета Военной академии. ДОСААФ культивирует около 20 военных видов спорта. С 2006 года готовит специалистов для войск связи. Восстановлена подготовка радиотелеграфистов. Наши спортсмены пятый год подряд сильнейшие в мире по скоростной радиотелеграфии. В 2011 году на международных соревнованиях спортсмены ДОСААФ завоевали 58 золотых, 49 серебряных и 39 бронзовых медалей.
С 1997 года по распоряжению президента на базе 5-й отдельной бригады спецназначения (одной из лучших в мире) в Марьиной Горке действует нештатный центр воспитания молодёжи.
В десятках подобных центров при войсковых частях и военкоматах постоянно занимаются около 30 тысяч молодых людей. На базе воинских частей ежегодно проходят региональные и республиканские спортивно-патриотические игры «Бастионы мужества», «Орлёнок» и «Зарница», организуются спортивно-патриотические лагеря.
– Каковы масштабы коррупции в армии: откаты на госзаказах, взятки за освобождение от службы, поборы с солдат со стороны офицеров и сослуживцев? Направляют ли за взятки на более лёгкую или престижную службу?
– Уровень коррупции в армии незначителен даже по нашим европейским меркам, хотя один громкий случай недавно был. О поборах не слышал вообще.
– Каковы масштабы национальных проблем в армии? Возникают ли среди солдат «землячества», терроризируют ли они сослуживцев и офицеров?
– Как и в обществе, в нашей армии национальных проблем нет.
– Существует ли дедовщина? Используется ли она как инструмент управления? Гибнут ли солдаты?
– Синяк под глазом солдата – причина возбуждения уголовного дела. Если командир скрыл подобное – он идёт под суд вне зависимости от прошлых заслуг.
Может, потому и нет проблем с призывом. Призывают далеко не всех, в некоторых областях – одного из трёх желающих.
Порядок в армии – величайшее достижение. Он благотворно влияет и на общество, и на систему управления.
В 1995 году криминологические показатели буквально зашкаливали – было 42 самоубийства. В середине 90-х годов ежегодно в армии погибали более 100 человек. А в 2011-м – шесть.
Это заслуга новой системы поддержания дисциплины, исключающей сокрытие нарушений. Она создана на основе серии научных исследований и смелых, но продуманных социальных экспериментов.
Так, реализованы ещё дореволюционные предложения о недопустимости наказания офицеров за не вызванные их действиями проступки подчинённых.
Генерал армии М.А. Гареев отмечал, что, когда в 1988 году генерал-майор А.И. Владимиров поднял эту проблему в журнале «Военная мысль», ему пришлось спасать выразителя «голоса войск» от гнева сильных мира сего. Наше Минобороны всемерно поддерживает командиров, выявляющих правонарушения и принимающих правовые меры до наступления тяжких последствий, – и уровень преступности в армии один из самых низких в мире. В 1994 году на тысячу военнослужащих было совершено 10,9 преступлений, а в 2011-м – лишь 2,2!
Большинство воинских частей живёт вообще без нарушений.
Бескомпромиссная борьба идёт с малейшими проявлениями неуставных отношений. Уголовные дела возбуждаются за нарушения Устава без расстройства здоровья потерпевших: даже из-за грубости и хамства.
Ведь дедовщина – это же позор для любого президента, поскольку он – главнокомандующий, да и для всей страны!