В 2000 году, ещё в первый раз победив на выборах президента РФ, Владимир Путин взял курс на строительство социального государства. Но, для того чтобы сохранить естественную популярность у населения, ему пришлось серьёзно работать в течение всех «нулевых» над развитием этого тезиса. Зато теперь даже его оппоненты признают, что в настоящий момент государство несёт социальную нагрузку в полной мере.
Сегодня стало ясно, что дальнейшая балансировка социальной нагрузки требует создания принципиально новой системы распределения функций и полномочий в этой сфере в том числе, между государством и обществом в лице его активных членов.
Если на первом этапе Путин обращался, как известно, к крупным собственникам, получившим в своё распоряжение большие куски бывшей государственной собственности в ходе не вполне справедливой приватизации (и «олигархи», кстати, тогда совершенно чётко уловили сигнал верховной власти – для того чтобы сохранить целое, надо отдать часть), то уже на втором этапе попытки назначить их «социально ответственными» работодателями успехом не увенчались.
В своей очередной программной статье Путин был вынужден это признать: степень интереса крупного бизнеса в создании национальной системы квалификаций, о которой в рамках «профсоюза олигархов» (Российского союза промышленников и предпринимателей) договаривались в 2006 году, оказалась преувеличенной.
В результате в качестве одного из главных тезисов нынешнего кандидата в президенты РФ был выдвинут следующий: создать принципиально новый социальный лифт для «креативного класса» (не протестующего, а работающего).
Социализация экономики должна возникнуть как синергетический эффект от появления новой формы частно-государственного партнёрства: сотрудничества органов власти и экономически активных представителей «среднего класса», а также других социальных групп, на самом деле заинтересованных в таком сотрудничестве.
Надо сказать, что прежний проект частно-государственного партнёрства остался больше в теории, так как просчитывался изначально неверно: крупные собственники увидели в нём возможность доступа к бюджетным средствам, на чём они и «поднялись» в 90‑х, а государство рассчитывало на эффективное управление своими активами, исходя прежде всего из национальных интересов. В итоге стороны не сумели создать атмосферу доверия, сотрудничества и реализовать этот проект.
Новое предложение, сформулированное Путиным, состоит в том, чтобы выстроить эффективный механизм профессионализации целых социальных слоёв, основываясь на принципах самоорганизации.
Попросту говоря, государство планирует вкладывать значительные средства в повышение квалификации рабочих, врачей, учителей, учёных и деятелей культуры. Именно в них оно теперь видит своих новых партнёров в деле строительства социального государства.
Очевидно, что государство, по замыслу Путина, не будет в любом случае снижать и тот уровень социальной поддержки населения, который достигнут на сегодня: изыскивать дополнительные резервы планируется за счёт изменения акцентов в налоговой политике, экономии бюджетных средств и снижения уровня коррупции. Предполагается также использовать внутренние резервы отраслей, стимулируя работников лишь за реальный вклад в их развитие, а не за принадлежность к тому или иному учреждению с известным брендом. Это должно в принципе отсеять налипшие, как ракушки на корабль, и весьма обременительные для бюджета интеллектуальные пассивы. Или, во всяком случае, снизить на него нагрузку.
В качестве доказательства серьёзности своих намерений Путин намерен использовать современный германский опыт участия рабочих в управлении предприятиями, например в виде производственных советов. Такая «мягкая социализация» рынка поможет установить между работниками и владельцами компаний более прозрачные, а значит, доверительные отношения. Государство в таком ключе может стать защитником интересов как работников, так и владельцев компаний, выступая авторитетным третейским судьёй.
Эта позиция государства поможет, с одной стороны, постепенно вернуть к нему доверие со стороны разных слоёв населения, а с другой – снизит подчас неоправданно высокое участие в рыночной экономике, отвлекающее его от исполнения прямых обязанностей и создавая у чиновников иллюзию, что они представляют из себя «бизнес-единицы».
В свою очередь, практика участия в управлении компанией широкого круга его работников, скорее всего, может способствовать появлению «публичных корпораций», которые станут шансом для молодой бизнес-элиты, которая сможет обкатать инновационные идеи именно в этом формате. Массовое применение такой практики позволит быстро усилить позиции тех слоёв общества, которые заинтересованы в саморазвитии.
В результате можно будет сократить разрыв между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, что должно оздоровить общественные отношения, когда наиболее активные представители различных слоёв населения будут заняты освоением новых секторов экономики, а не шествиями по улицам и стояниями на площадях.
Сегодня крайне важно вернуть общественное уважение к людям труда, профессионально состоявшимся и психологически целостным, предъявляющим к своему партнёру – власти обоснованные требования, адекватные, цивилизованные по форме и справедливые по содержанию.