Эта история о том, как русский турист летом 2011 года решил перебраться из Украины в Россию на керченском пароме. Сразу скажу – ехать паромом не советую. Слишком многое в этом предприятии - если не всё – зависит от везения.
И тем, у кого оно не всегда под рукой, лучше выбирать другой маршрут. Ровно в 13:00 я встал в очередь на паром, состоящую из 60 машин. Заканчивался этот хвост, наверное, в километре от таможни.
В обе стороны от дороги простиралась, кажущаяся бескрайней, степь. Август выдался тогда не холодный. По ощущениям было около 40 выше ноля.
Автомобильный термометр тихо сходил от жары с ума и, вконец обезумев, все полз и полз вверх: 50, 60, 65. Вспомнив интернет-страшилки, что люди тут, случалось, и сутки стояли, я выключил мотор, так как бензина было всего полбака. Вместе с ним стих, соответственно, и кондиционер, и уже через минуту почувствовал, что без кондиционера жить дальше невозможно – казалось, над степью висит огромная паяльная лампа, которую назвать солнышком мог лишь потомственный кришнаит.
Решив разузнать, есть ли жизнь вокруг, я вышел на дорогу-сковородку. У водителя каждой пятой машины я интересовался, во сколько он сюда приехал. «В пять утра» прозвучало, едва я дошел чуть дальше половины очереди. Дальнейший мой эксперимент прервал парень лет 25, предложивший за 3000 рублей купить восемнадцатое место в очереди. Мол, паром берет по 25 машин и значит, я гарантированно уеду на ближайшем, который подойдет через два часа, так как предыдущий только что отвалил.
Физические страдания превозбладали над совестью и я вернулся к своей машине, которая была уже далеко не последняя в хвосте, и поехал к восемнадцатому месту, ловя подозрительные взгляды других очередников. Заняв место в ряду вместо его автомобиля, я выдал хитроглазому прохиндею обещанную сумму, и едва он укатил, ко мне подошел пограничник, и объяснил, что так делать, как я сделал нельзя, что кругом видеокамеры и меня все равно ни хрена не пустят на корабль из-за этого мухлежа.
Уже под радостные взгляды сильно потеющих соотечественников возвращаюсь обратно. И понимаю, что авантюра обошлась мне дороже: очередь увеличилась машин на 20, и я не помню, где стоял до триумфального выезда к позору. В сердцах плюнув на все, снова занимаю позицию замыкающего. Но не успеваю и трех раз произнести мантру «Вот я лошара», как ко мне подходит парень и удивленно так интересуется, чего я сюда встал, а не на свое место. Я бормочу что-то типа «да неудобно как-то», на что он бросает «да ладно!».
В итоге я становлюсь на 20 машин ближе. Соседи впереди и сзади меня – оба украинцы – с невероятным для меня пониманием относятся к произошедшему, и заявляют, что в любом случае моё место оно моё, и я имел право на него вернуться. И в момент, когда я возносил хохлов на пьедестал порядочности, появился хитроглазый, отдал мне 3000 и извинился, что так вышло. И я охренел!А еще через 10 минут я пошел искать, где зарядить телефон, и прям перед заветными воротами на пристань нашел кондиционируемый зал ожидания, в котором не было ни одного человека. А в этот момент в машинах изнывали от изнуряющей жары мужчины и женщины, парни и девушки, а также дети разный возрастов, которые и предположить не могли тут наличие оазиса. Едва я сделал два шага назад окрыленный мыслью, что принесу спасительную мысль своему народу, как некто в форме вкрадчиво поинтересовался, не надо ли чем помочь. И оказалось, что за 2500 рублей я смогу прям сейчас пересечь заветные ворота, плюс оформление всех бумаг форменный прохиндей берет на себя.
Второй выезд из очереди я объяснил соседям как желание поостыть в зале ожидания, возле которого поставлю машину и дождусь, когда они подтянутся к воротам. Тугоплавкие хохлы ехать со мной отказались, но с прежним дружелюбием обещали посигналить, как только доберутся до ворот в порт. Одна створка ворот открылась, и я проскочил на территорию.
Метров через сто повернул за какое-то здание, обменял деньги на документы и тронулся дальше в указанном направлении. И метров через двадцать вдруг увидел … паром. Не тот, который уже пришел, а тот, который еще не ушел. Оказалось, что всё то время, пока я как-то пытался ускорить попадание на него, он стоял и ждал еще одного, кто заплатит 2500.
Как я понял, при желании на судно можно поставить на две-три машины больше, чем официально продано билетов. Но видимо ходить и предлагать свои услуги водителям-очередникам пограничнико-таможенникам опасно, и они ждут случая подзаработать, зная, что кто-нибудь точно не выдержит пытки солнечным огнем.«Всё!» - крикнул кто-то кому-то и трап, по которому я въехал на палубу плавучего монстра начал подниматься, превратился в заднюю стенку и паром, оттолкнувшись от украинского берега, тронулся в сторону нашей раши.Итак, что в остатке? Налицо организационный бардак. Плюс коррупция, в смысле использования имеющихся возможностей в личных целях. Плюс вопиющее чиновничье равнодушие. И в то же время потрясающая порядочность народа, которая, возможно, и не дает незалежней утратить самобытность и до сих пор оставаться в числе цивилизованных государств.