Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 5(297) от 09.02.2012

Контракт для двоих

, 16:29

Брачный договор в российской провинции так и не прижился, зато в Москве и Петербурге его составляют 20–30% пар. Для специалистов это едва ли не главный предмет споров: поход к нотариусу перед свадьбой для одних означает деградацию семьи, для других – её разумность и основательность. При этом мало у кого остаются сомнения, что в XXI веке влиять на семью не сможет ни церковь, ни общество, ни государство, ни сами эксперты.

Развод по расчёту

Пять лет назад считалось, что брачные контракты у нас не прижились. Хотя возможность заключить такой договор появилась с принятием Гражданского и Семейного кодексов в 1994–1995 годах. Но пользовались этим единицы: либо не обладали дорогостоящей собственностью, которой могли лишиться в браке, либо не верили в способность суда защитить их интересы. Сейчас ситуация изменилась: каждый второй развод заканчивается бурными имущественными спорами в суде – как правило, из-за жилья.

В крупных городах появились юристы, занимающиеся только брачными делами. В Москве каждая пара за составление и регистрацию брачного контракта платит около 20 тыс. рублей. По оценке адвоката Андрея Воробьёва, брак коренных москвичей с приезжими означает заключение контракта в половине случаев. 80% из них инициируется мужчинами. И не менее 30% брачных договоров можно признать юридически некорректными: в них интересы одной из сторон сильно ущемлены.

– При обсуждении условий контрактов не последнюю роль играют родители молодожёнов: они либо присутствуют при составлении, либо в разговорах проскакивает «мама» и «папа», – говорит Андрей Воробьёв. – Часто вступающие в брак пытаются прописать в договоре каждый чих: кто должен убирать квартиру, стирать, готовить. Но суд при разводе интересуют только ключевые условия: за кем собственность, с кем дети.

– В моей практике было несколько случаев, когда брак расстраивался на стадии подготовки контракта, – рассказывает петербургский адвокат Николай Артамонов. – Обсуждая имущественные вопросы, молодожёны получали возможность взглянуть друг на друга всерьёз, без романтической пелены, что заставляло их в корне пересмотреть свои планы на жизнь.

Согласно Семейному кодексу, если брачного договора нет, то при разводе имущество делится в так называемом законном режиме – то есть поровну. При этом супругам пришлось бы вернуть друг другу все подарки – по закону они принадлежат дарящему. В этом смысле брачный договор удобнее – там можно прописать собственность на вещи, которые пара только собирается приобрести. Главный принцип при составлении: прописать побольше форс-мажоров, чтобы пункты контракта нельзя было трактовать двояко.

– Опыт показывает, что брачный договор не провоцирует развод, а удерживает от него, – полагает Николай Артамонов. – При брачном контракте, составленном надлежащим образом, ни один из супругов не заинтересован в разводе по материальным соображениям. Другое дело, что вступать в брак на каких-либо экономических условиях далеко не всем интересно.

Погружение во брак

По данным Федеральной службы государственной статистики, за последние десять лет количество браков в России выросло на 20%. Ежегодно создаётся 1,2 млн. новых семей, а распадается 700 тысяч. По этому показателю мы на уровне развитых стран вроде Великобритании и Франции, что вряд ли можно считать комплиментом.

– Демографический фон в России, США и европейских странах во многом похож, – говорит социолог Сергей Прозоров. – Высокий уровень разводов, низкая рождаемость, много гражданских браков. Появились новые формы отношений: например, «независимые семьи», члены которых живут отдельно друг от друга и съезжаться в принципе не собираются. В Великобритании таких семей 10%, ещё столько же решили быть бездетными. В Европе принимают законы о семье, которые распространяются и на незарегистрированные пары. Но это ничего принципиально не изменит. Возник новый тип семьи, для которой характерно отсутствие контроля со стороны государства, церкви, старших родственников.

По словам заведующей сектором социологии семьи и гендерных отношений Института социологии РАН Татьяны Гурко, в современной России около половины женщин выходят замуж беременными. Это говорит о том, что в нашем обществе ещё значимо представление, что «ребёнок должен рождаться в официальной семье». В Европе такие показатели фиксировались 30–40 лет назад. Сегодня, например, в Швеции вне брака рождаются 70% детей, и Россия движется в том же направлении.

– Семья видоизменяется, но главные её функции сохранились, – говорит Лев Скородумов из Санкт-Петербургской государственной академии культуры и искусств. – Если сравнивать с семидесятыми годами, на Западе не стало меньше рождаться детей, процент семейных предприятий остался тем же. Традиции ухода за больными родственниками или их могилами не изменились. И никто не пойдёт к нотариусу перед свадьбой, если ему нечего терять в браке.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram