Последние публикации В. Путина в периодической печати более детально разворачивают предвыборную платформу кандидата в Президенты России. По большому счёту итоги выборов предрешены. И поэтому так важна для нас точка зрения будущего главы государства по ключевым вопросам экономики.
Надо откровенно признать, что статья умная и нужная, написана хорошими теоретиками, явно прошедшими западную экономическую школу. Но, судя по содержанию, всё-таки далёкими от российской практики. Не будем обсуждать истины, которые мы все поддерживаем. Отметим только моменты, представляющие для меня предмет дискуссии и те пожелания, по разным причинам не попавшие во внимание авторов статьи.
Будущий президент прав в том, что мы не контролируем свою экономику и прежде всего процесс оттока капитала. В отличие от наших олигархов, ни Форд, ни Морган, ни Рокфеллер, ни стальные бароны Германии даже в условиях налогового пресса государства не выводили свои капиталы за границу.
Отсюда проистекает другая причина сложности технологической модернизации экономики. Большинство высших менеджеров и олигархов по своей сущности – временщики. Им не нужны новые технологии, которые заработают завтра. Им нужны деньги сегодня, для того чтобы спрятать их в офшорах. Потому что другой возможности не будет.
Другая беда России – отсутствие кадровой политики. В условиях коммунистической практики лидеры государства, главы министерств, ведомств и регионов проходили все ступени хозяйственной и идеологической работы. Случайных людей в руководстве не было. Необходимо понимать, что человек, не работавший в реальном секторе экономики, руководить ею просто не сможет. Сегодня основных руководителей государства и естественных монополий объединяет клановость. А руководители оборонной, сельскохозяйственной, минерально-сырьевой и других отраслей не имеют профессионально никакого отношения к их профилю работы. Так быть не должно.
Об инновациях
В. Путин открыто признаёт, что в России ещё осталось «огромное наследие фундаментальной науки, наличие инженерных школ, сохранившаяся во многих отраслях база опытного производства…». И далее пишет: «Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития».
Как можно восстанавливать то, чего не было? Судя по логике статьи, надо окончательно развалить фундаментальную науку и начать с университетов, где наука всегда была связана с Российской академией наук. Автор статьи думает, что университетский профессор, прочитав пару лекций, побежит в лабораторию делать опыты. Так не было и не будет.
Надо представлять, что сегодняшняя научная среда и её элита после двух десятилетий развала не столь многочисленна, чтобы её собрать и в Сколково, и в университетах, и ещё сохранить в академии. Это реальный путь окончательно подорвать науку на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Неслучайно автор далее стыдливо пишет: «Преимущественное развитие исследовательских университетов не означает пренебрежение ролью Российской академии наук и государственных научных центров».
На этом фоне совершенно по-иному мы должны оценивать роль не очень грамотного Никиты Хрущёва. Полвека назад он подписал Постановление ЦК КПСС о создании Сибирского отделения РАН, понимая, что освоить сибирские богатства без науки невозможно.
У меня возникает уверенность, что люди, писавшие Путину статью, хотят окончательно разрушить Россию. Их фраза «Освоение территории России надо начинать с земель вокруг крупных экономических центров» приведёт к тому, что всё население Сибири и Дальнего Востока соберётся вокруг городов-миллионников, расположенных вдоль Транссиба, или вообще переедет в европейский центр России.
Так с карты России уже исчезли Коми-Пермяцкий, Таймырский, Эвенкийский, Усть-Ордынский и другие национальные округа, которые по площади больше многих европейских государств и российских областей. В административных центрах этих округов исчезли суды, военкоматы. Теперь бабушка из дальнего села без дорог и автобусов едет за справкой о пенсии на 100 вёрст дальше.
Отдельная тема – сельское хозяйство
В статье абсолютно правильные слова об аграрной экономике. Не берусь говорить о сельском хозяйстве европейской части страны. С моей точки зрения, в Сибири и на Дальнем Востоке главная задача – любой ценой сохранить хотя бы существующее сельское население. Особенно в приграничных районах с нашими южными соседями. При иной постановке вопроса задачи индустриализации и требования ВТО окончательно раздавят российское село со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Такая политика, вернее – её отсутствие, привела в Монголии к тому, что большая часть сельского населения страны собралась вокруг трёх «крупных экономических центров»: Улан-Батора, Дархана и Эрденета, породив колоссальное количество социальных и экологических проблем.
Как жаль, что наши политики не читали Столыпина, который вложил огромный труд в развитие азиатской России, строительство Транссиба, развитие фермерства и среднего класса – основы России. Именно «столыпинские» переселенцы закрыли дальневосточные границы от Квантунской армии. Надо вспомнить, что экономическая мощь Советского Союза начиналась с плана ГОЭЛРО, строительства ДнепроГЭСа, Комсомольска-на-Амуре, Магнитки, Кузбасса, Норильска, созданных почти на голом месте. И сегодня в основе нашей экономики лежат каскад ГЭС на Ангаре и Енисее, нефтегазовые центры Западной Сибири.
Даже в далёкой бурятской провинции были построены авиационный, локомотиво-вагонный, стекольный заводы. А после войны Электромашина, Теплоприбор, Приборостроительный, Бурятферммаш, завод мостовых конструкций и многие другие. Кадровый потенциал этих заводов составляли рабочие и инженеры из европейской части страны. И не их вина, что сегодня большинство предприятий разрушено.
В основе любой экономики лежат законы оптимального размещения производительных сил, экономической и политической географии. В условиях российских просторов и перманентного оттока населения из Сибири и Дальнего Востока концентрация «крупных инфраструктурных проектов вокруг крупных экономических центров» окончательно оголит азиатскую часть страны. В полном соответствии с планами Бжезинского и других зарубежных авторов теории расчленения России. Природа не терпит пустоты.
Давление снизу
Посмотрим на развитие экономики нашего великого соседа, который один в один повторяет опыт наших первых пятилеток, только в другом масштабе. После культурной революции – аналога нашей Гражданской войны – в Китае за неполные тридцать лет построено почти 50 тыс. км дорог. В том числе самая высокогорная железная дорога Голмуд-Лхаса протяжённостью более 1000 км на высоте более 4 км. Самая крупная в мире ГЭС «Три ущелья», самые протяжённые в мире мосты, самый длинный в мире канал, перебрасывающий воды Янцзы в Пекин и в Хуанхэ. В последнее десятилетие самым активным образом реализуется программа развития Северо-Восточного Китая или провинций, расположенных вблизи российских границ. Что мы можем противопоставить этим грандиозным стройкам? Разве что участок автодороги Чита – Хабаровск, которую строим более полувека.
В плановой экономике каждые пять лет проводились крупные научно-практические конференции по развитию производительных сил Сибири, Бурятии и других регионов. Сегодня обсуждение перспективных планов сменилось погоней за иностранными инвесторами, которых мы безуспешно завлекаем Байкальским, Санкт-Петербургским, Сочинским и другими форумами.
Мы все признаём, что главным тормозом развития страны является коррупция. Издаём законы, создали ФАС, СКП, службу финансового мониторинга и тому подобное. А не проще ли изучить опыт Грузии, где её искоренили за одну пятилетку? За последние двадцать лет из олигархов, которые растащили страну в период «демократизации», сел в тюрьму только Ходорковский. И то по другой причине. Много лет назад в беседе один южнокорейский коллега сказал, что «демократия это не власть народа, а ответственность перед народом. Поэтому у нас в Корее сажают и расстреливают за финансовые нарушения даже президентов». При существующей безнаказанности и покровительстве российских любителей бюджетных средств коррупцию искоренить невозможно.
Теперь о главном
С моей точки зрения, в основе развития любой страны должен лежать патриотизм. Будь то деньги «хуацяо» для экономики Китая; французы, покупающие только свои товары; американцы с флагами на своих домах.
По социологическим опросам и личным наблюдениям, большинство сибирских школьников и студентов желают учиться и найти работу в Москве или, ещё лучше, за границей. Если твои дети учатся за рубежом и деньги хранятся в иностранных банках, то фраза о том, что «основная масса людей, владеющих капиталом, живёт в этой стране, связывает с нею будущее своих детей, соотносит свои долгосрочные интересы с её развитием», воспринимается, мягко скажем, с недоверием.
Надо реально представлять, что авторитет нашей страны зависит не от количества нефтедолларов и атомных ракет, а от того, как оно защищает своего гражданина дома и за границей. А с этим делом у нас архиплохо. А так хочется вместо толкотни, грубости и обшаривания твоего чемодана на таможне видеть табличку «Только для граждан России» и с гордо поднятой головой вернуться на Родину.
Я далёк от мысли, что эти предложения повредят авторитету будущего главы государства. Более того, надеюсь в дискуссиях с возможными оппонентами найти новые реальные способы решить «наши экономические задачи». Будет значительно хуже, если мы «заболтаем» очередную перестройку и упустим реальный шанс улучшения жизни, прежде всего для наших будущих поколений.