Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Петербург → Общество № 3(295) от 26.01.2012

Кто определяет, что нам есть

Пищевая промышленность не может быть ареной гладиаторских боев

, 11:33

На прилавках торговых сетей Санкт-Петербурга с каждым годом все меньше продуктов, произведенных в Северной столице. Право выбора продуктов принадлежит закупщикам торговых сетей, которые руководствуются исключительно своими коммерческими интересами. Такая ситуация ставит под сомнение возможность реализации Национальной доктрины об обеспечении продовольственной безопасности — предостерегает Союз пищевиков Санкт-Петербурга.

«Девять лет назад на розничном рынке продовольствия в Петербурге работало около 8000 торговых точек — от ларька до супермаркета. Эти торговые точки зарабатывали только на торговой наценке. Поэтому стремились разместить на прилавках максимально возможный ассортимент. Боролись за покупателя. Покупали продукцию по отпускной цене предприятий-поставщиков, добавляли 20–40% и ставили на свои полки. В молочных лотках на полутора квадратных метрах размещалось по 120 наименований продукции, и вся она была востребована потребителями, — рассказывает вице-президент, исполнительный директор Союза пищевых предприятий Санкт-Петербурге Игорь Подлипенцев. — Торговле хватало торговой наценки для развития, а пищевая промышленность была рентабельна. Кстати, петербургский покупатель отличался завидным патриотизмом: продажи продукции местных производителей в разы, а то и на порядки превышали продажи привезенного издалека. Так, самые рекламируемые тогда торговые марки “Данон” и “Вимм Билль Данн” занимали от 0,5 до 5% рынка.

За минувшие годы торговые сети заняли около 80% петербургского рынка. Первым следствием этого стало перераспределение доходов. Сети обложили промышленность “данью” за право доступа к потребителю. Формы этой “дани” всем известны: бонусы, принудительные скидки, навязываемые услуги, штрафы и тому подобное. Существенным же является переход торговли на совершенно другую модель хозяйствования. Основным источником дохода становится паразитирование на реальном производстве под угрозой “отлучения” от рынка».

Вторым следствием доминирования сетей оказалось вымывание из ассортимента сетей продукции петербургских производителей: «Парнас», Кронштадский мясокомбинат, «Петмол», «Стрелец», «Викториал», «Пулковский», «Мясная станица», в Ленинградской области это Приозерский, Бокситогорский, Лодейнопольский, Сосновский и Волосовский молочные заводы, Севзаппродторг. В результате предприятия, производящие продовольствие, в лучшем случае меняют собственников, а в худшем — прекращают деятельность.

«Директора еще работающих предприятий чудом и колоссальным перенапряжением сил находят дополнительные возможности, только чтобы не останавливать производство. Пищевая промышленность, как и аграрно-промышленный комплекс в целом, не может быть ареной гладиаторских боев, потому что они — система жизнеобеспечения. Однако сегодня в этой системе жизнеобеспечения решения о том, какому заводу работать, а какому закрываться принимают менеджеры торговых сетей», — подчеркивает Подлипенцев.

«“Поклонение прибыли” за последние 20 лет не только стало нормой, но превратилось в квазирелигию. И отношение к ней у ее адептов гораздо серьезнее, чем может быть отношение к всего лишь одной из экономических теорий. Поэтому столкновение с чемто, идущим в разрез с их культом, автоматически ведет к блокированию “еретической” информации, — считает эксперт. — Продовольственная безопасность — как раз яркий пример такого расклада. Поэтому все участники процесса должны осознать, что обеспечение любой безопасности, тем более продовольственной, — дело бесприбыльное. Более того, весьма затратное. И реализация такой безопасности неминуемо ведет к регулированию товарных потоков. Но поскольку заявить “я против Доктрины” никто из торговых сетей не решится, то тема замалчивается или подменяется той же безопасностью продовольствия».

Сегодня в этой системе жизнеобеспечения решения о том, какому заводу работать, а какому закрываться принимают менеджеры торговых сетей.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram