Казалось бы, давно пора привыкнуть к тому, что всё в народных традициях и обычаях неслучайно, всё окружено символами и загадками. Даже в тех случаях, когда речь идёт об обычаях, возникших не так уж давно. Например, заглядываем перед праздниками в Википедию и узнаём, что привычная новогодняя ёлка есть не что иное, как «форма отображения одного из древних символов человечества – Мирового Древа, Космической Оси, особенно распространённого у индоевропейских народов». Ну кто бы мог подумать!
«АН» рассказывал уже, что традиция отмечать Новый год 1 января не такая уж древняя. Она появилась в России по распоряжению Петра I в 1700 году. И в то время русский народ воспринял идею украшать дома ветвями хвойного дерева весьма настороженно. Неудивительно, ведь к ёлке наши предки относились совсем не как к атрибуту праздника. Между этими вечнозелёными деревьями хоронили самоубийц. Про тяжелозаболевшего говорили: «смотрит под ёлку». А про усопшего: «угодил под ёлку». Из ели не рубили домов. В мировоззрении печёрских староверов, например, хвойный лес, или «тёмный лес», вообще ассоциировался с потусторонним миром. У вепсов, как, впрочем, и у многих других финно-угорских народов, покойника до могилы было принято нести на носилках, сделанных из еловых жердей. Само слово «ёлка» употреблялось иногда близко к нецензурному, ведь обронивший в сердцах: «ёлки-палки», вполне мог бы просто сказать «чёрт!». Да в российской глубинке чёрта или лешего иногда так и называли – «ёлс».
Однако дабы руководство не прогневалось, простой люд вешал-таки веточки хвойных деревьев на ворота и дома. А стоило царю почить, как про новую традицию благополучно забыли. Все, кроме хозяев питейных заведений, которым колючее дерево пришлось по вкусу. Ёлку привязывали к колу, установленному на крыше кабака, и меняли на свежую ровно через год, в канун праздника. Вскоре места, где можно выпить, в народе прозвали «ёлками», а «ёлку поднять» стало означать попьянствовать. И вроде бы круг замкнулся, всё вернулось своё место, ведь пьянство – это от нечистого.
А русский народ продолжал встречать Новый год без лесной царевны. Вновь возникла эта традиция в начале XIX века в Петербурге. Николай I приказал нарядить ёлку во дворце на Рождество, а позже, как это у нас всегда было принято, глядя на царя, и прочая знать решила, что без ёлки праздник выглядит странно.
Кстати, сам царь позаимствовал обычай у немцев, проживавших в Петербурге и всегда наряжавших на новогодние праздники «царицу лесов», почитавших её в отличие от русских как символ неумирающей природы. Так что на территории России первые настоящие рождественские ёлки появились именно в домах петербургских немцев.
Прошло чуть больше полувека, и вновь новогодние праздники стали проходить по старинке. Рождественскому атрибуту не сразу нашлось место в жизни советского человека. Только в 1935 г. «лучший друг советских детей» распорядился организовать для малышей ёлки по всей стране. Не рождественские, конечно, а новогодние. А нынче просто невозможно представить себе Новый год и Рождество без ёлочки. Ну в самом деле, что за праздник, если в доме не пахнет хвоей и мандаринами?
И до чего же замечательно, что с тех пор она остаётся с нами!