Триумф женского триумвирата на присуждении Нобелевской премии мира в Осло
10 декабря 2011, 19:26 [ «Аргументы Недели» ]
В Норвегии в ратуше Осло в субботу прошла церемония вручения Нобелевской премии мира. Лауреаты - президент Либерии Эллен Джонсон-Серлиф, либерийская правозащитница Лейма Гбови и активистка из Йемена Таваккул Карман.
Они получили из рук председателя Норвежского Нобелевского комитета Турбьерна Ягланда золотые нобелевские медали и дипломы.
Нобелевская премия мира этого года была присуждена "за ненасильственную борьбу за право женщин участвовать в миротворческом процессе по всему миру", - говорится в заявлении Нобелевского комитета, передаёт ИТАР-ТАСС.
Денежная составляющая в размере 10 млн шведских крон (1,49 млн долларов) поделена между тремя лауреатами и будет переведена на счета в начале следующей недели.
В своей Нобелевской лекции Джонсон-Серлиф напомнила, что первыми жертвами вооруженных конфликтов во всех частях земного шара становятся женщины и дети.
"Мы рассчитываемся валютой крови, слез и достоинства", - заявила она. Джонсон-Серлиф призвала всех слабых и незащищенных - сестер, дочерей, матерей - не бояться бороться с несправедливостью и "обрести свой голос".
Премия мира вручается Норвежским Нобелевским комитетом, состоящим из пяти человек, которых назначает парламент Норвегии.
В этом году на соискание премии было выдвинуто 241 кандидатов, из них - 53 организации.На сегодняшний день среди лауреатов насчитывается 101 человек, в том числе 15 женщин, и 20 организаций. Награду получили и два наших соотечественника - в 1975 году академик Андрей Сахаров, а в 1990 году - президент СССР Михаил Горбачев.
В отличие от остальных Нобелевских премий, эта награда за "существенный вклад в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов" присуждается не в Стокгольме, а в Осло. Как считается, таким образом Альфред Нобель пытался максимально защитить свое завещание от политической конъюнктуры: еще при жизни основателя премии два скандинавских королевства еще были объединены под властью шведского монарха, и, как следствие, стортинг (норвежский парламент) не вел самостоятельной внешней политики.