> Собственность размером в две «Волги» - Аргументы Недели. Волгоград

//Общество

Собственность размером в две «Волги»

25 ноября 2011, 17:06 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]

Историческому событию в экономике страны, известному как приватизация, исполняется двадцать лет. Двадцать лет назад, в эпоху рухнувшего социализма, пришёл конец общественной собственности и плановому хозяйству. Во время перехода к рынку формировался новый класс собственников. Государственные предприятия надо было преобразовывать в акционерные общества, а госимущество продавать или сдавать в аренду.   

От социализма в сторону капитализма

     Третьего июля 1991 года был принят первый Федеральный закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», который и дал старт началу приватизации. Пустые прилавки и хамский советский сервис наглядно иллюстрируют экономическое положение страны того времени. Но пустые прилавки и сермяжное обслуживание – это следствие социалистического уклада в экономике. А по факту Волгоград в те времена считался развитым индустриальным городом-миллионником. По состоянию на 12 февраля 1992 года на территории Волгоградской области было 2741 государственное предприятие.

     Главным источником средств для приобретения государственных и муниципальных предприятий закон объявил приватизационные вклады и средства из фонда экономического стимулирования предприятий. Это был этап «ваучерной» приватизации.

     Решением Волгоградского облсовета утверждена первая программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Волгоградской области. В 1992 году приватизации подлежали 10 предприятий легкой промышленности, 16 предприятий пищевой промышленности, 54 предприятия и организации строительства, 12 предприятий промышленности строительных материалов, 4 предприятия по материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, 24 автотранспортных и авторемонтных предприятия и ряд предприятий других отраслей.

   Помимо этого программой приватизации поручалось органам местного управления провести приватизацию в районах и городах области более 1,5 тысяч предприятий различных отраслей народного хозяйства. Значительную долю среди них составляли предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

Ваучерная прихватизиция

   Период с 3 июля 1991 года по 1 июля 1994 года можно назвать этапом «народной», или по сути, бесплатной, «ваучерной» приватизации. Основным средством платежа служили ваучеры, номинальная стоимость которого составляла 10 тысяч рублей. Имущество предприятий страны было оценено в 1400 миллиардов рублей. На эту сумму и были изданы ваучеры. По утверждению главы Госкомимущества Чубайса, руководившего приватизацией, один ваучер соответствовал по стоимости двум автомобилям «Волга». Но купить эти автомобили в обмен на ваучер было нельзя.

   За период «ваучерной» приватизации в Волгоградской области приватизировано наибольшее количество - 2148, или 78% общего количества государственных предприятий. Среди них такие крупные акционерные общества, как Волгоградский тракторный завод, Производственное объединение «Каустик», Кондитерская фабрика им. В.И. Ленина, Волгоградский алюминиевый завод, пивоваренный завод «Волжский», Себряковский цементный завод, Камышинский крановый завод, Сталепроволочный канатный завод и другие.

   Порядок «ваучерной» приватизации давал серьезные преимущества так называемым «красным директорам», то есть руководителям предприятий, получившим эти должности ещё в советские времена. Используя административное давление, директора могли на собраниях акционеров добиваться нужных результатов голосования, а впоследствии зачастую и выкупать долю работников предприятий. И становились, таким образом, единоличными и полноправными владельцами.

Куплю золото, ваучеры

   Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами. Их цена стремительно падала. Появились многочисленные скупщики – от уличных менял с картонными табличками на шее до респектабельных офисов с рекламными баннерами. Возникли чековые инвестиционные фонды, обменивавшие ваучеры на акции разнообразных компаний. Как составляющие в названии многих из них мелькали слова «Нефть», «Газ», «Золото».

   Фонды собирали ваучеры с населения, участвовали в чековом аукционе, и обменивали те же ваучеры на акции доходных предприятий. Затем, акции продавались с баланса чековыx инвестиционныx фондoв на баланс структур, контролируемых влиятельными в регионе группировками по низкой балансовой стоимости. Оставлялись лишь номинальные активы для последующей фактической ликвидации фонда.

     За 1992-1994 годы в области проведено 33 специализированных чековых аукциона по продаже пакетов акций. В счет оплаты приватизируемого имущества принято 2 млн. 219 тыс. 773 приватизационных чека, или 80% общего количества выданных чеков на территории Волгоградской области. Погашен на территории области 2 млн. 25 тыс. 461 чек, или 91% принятых в качестве оплаты за приватизируемое имущество.

   Этот период собрал многочисленную критику, твердящую, что ваучерная приватизация была нечестной и привела к незаслуженному резкому обогащению узкой группы лиц. В ответ на это Чубайс произносит крылатую фразу: «Мы не могли выбирать между «честной» и «нечестной» приватизацией, потому что честная приватизация предполагает четкие правила, установленные сильным государством, которое может обеспечить соблюдение законов. В начале 1990-х у нас не было ни государства, ни правопорядка… Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом».

Конкурсная собственность

     С 1 июля 1994 года начался этап денежной приватизации, в рамках которого сохранялись льготы для трудовых коллективов, но с точки зрения продаж государственной собственности был сделан упор на эффективного инвестора.

   Пакеты акций, составляющие более 25% уставного капитала в основном государственных предприятий как имущественных комплексов, реализовывались либо на инвестиционных конкурсах, либо на коммерческих конкурсах с инвестиционными условиями. На этих конкурсах реализованы пакеты акций таких предприятий области, как ОАО «Спецнефтематериалы», ОАО «Волгоградский керамический завод», АООТ «Волжский оргсинтез», АООТ «Биодэн», АООТ «Поволжье», АООТ «Каустик», АООТ «Волгоградский алюминий», АООТ «Волжский азотно-кислородный завод» и другие.

     21 июля 1997 года принят второй Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», которым были изменены стоимостные подходы к оценке государственного имущества, уставного капитала приватизируемых предприятий, формы и методы продаж. Основным направлением практически всех изменений являлось увеличение доходной части бюджета.

     Подводя итоги денежного этапа приватизации, следует отметить, что за период с 1 июля 1994 года по 1 января 2001 года на территории Волгоградской области приватизировано всего 266 государственных предприятий, что составляет 10% их первоначального количества до начала приватизации. В их числе такие предприятия, как АООТ «Волгоградоблэлектро», ОАО «Аврора», ОАО «Завод "Ахтуба"», ОАО «Прикас-пийбурнефть», ЗАО «Заприкаспийгеофизика», АООТ «Центр бытовых услуг» и др.

Когда я итожу, то, что прожил

     С 1996 года наметилась тенденция к снижению темпов приватизации. Приватизация государственной собственности уже перестала рассматриваться как некий источник формирования дохода и превращается в элемент структурной политики. Если в 1991-1998 годах было приватизировано 2397 предприятий Волгоградской области, то в 1999 и в 2000 годах принято решение о приватизации  всего трёх предприятий. Такое замедление можно трактовать как проявление близости приватизации к завершению, к зрелому периоду. Хотя по-настоящему зрелость проявляется выявлением того, насколько позитивно новая система отношений собственности воздействует на процессы стабилизации и подъема региональной экономики.

   Вполне закономерно, что на фоне общего спада производства достаточно сложно выделить в чистом виде эффект от «малой приватизации», но позитивные моменты есть. Торговля, общественное питание и некоторые отрасли бытового обслуживания стали ближе к потребителю, стали быстрее реагировать на требования рынка. Однако итоги «большой приватизации» большей частью населения воспринимаются негативно. Как показывают данные нескольких социологических опросов, подавляющее число россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов.

Ирина БУДНИКОВА

Что имеем

     Из 2741 предприятия области, подлежащих приватизации, 2400 предприятий, или 88%, сменили форму собственности. Строительство и предприятия оптовой торговли приватизированы полностью. Пищевая промышленность и предприятия общественного питания приватизированы на 98%, легкая промышленность — на 94,7, предприятия бытового обслуживания — на 86,3%. Доходы от приватизации государственного имущества, поступившие в консолидированный бюджет Волгоградской области за 1993-2003 годов, ни разу не превысили 1,5% в собственных доходах области.

«Целью приватизации является построение капитализма в России, причём в несколько ударных лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия». А. Чубайс

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте