Что царицынцу обычно, англичанину - смерть
20 октября 2011, 11:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]
Сэр Врангель
Четыре английские миссии посетили Царицын в период пребывания в нем Кавказской армии: в июле, августе, сентябре и октябре 1919 года. Англичане выезжали на позиции, изучали технические и материальные нужды армии. Дважды в нашем городе был глава британской миссии при ВСЮР генерал Хольман.
Увлечённый авиацией генерал несколько раз вылетал на разведку в районе Царицына на самолетах 47-го английского авиаотряда. Одной из целей визитов Хольмана в Царицын было вручение генералу П.Н.Врангелю пожалованного королём Великобритании Георгом V ордена Св.Михаила и Св.Георгия. Орден занимал шестую позицию по старшинству в британской системе наград. Он давал право на титул рыцаря и обращение «сэр». Девиз ордена – «Во имя лучших времён», а имена кавалеров заносились на специальные доски в лондонском соборе св. Павла.
Угрюмый танк здесь проползал…
Большую роль во взятии Царицына сыграли английские танки Mk-IV, Mk-V. В армии генерала А.И.Деникина было 74 английских танка. Восемь из них были направлены для участия в штурме Царицына в июне 1919 года – в составе 1-го танкового дивизиона.
Тяжелые, весом в пару десятков тонн, неповоротливые танки двигались со скоростью 5-13км, температура в машинах достигала 40о. Психологическое их воздействие было мощнейшим - на царицынском театре военных действий их увидели впервые. При штурме Царицына танки буквально смяли проволочные заграждения вокруг города, следом наступала кавалерия. В основном, хотя в числе танкистов были и русские, экипажи состояли из англичан. Неоднократно они принимали участие в боевых действиях. Менее выносливые, чем русские танкисты, они не могли дольше восьми часов находиться внутри танков. Один из вольноопределяющихся танкистов Приходько вспоминал: «Англичане нюхали нашатырь и скипидар…Газы пороховые не улетучиваются, а остаются внутри; всё это делает пребывание внутри крайне неприятным и тяжёлым».
Многие английские танкисты были награждены генералом П.Н.Врангелем Георгиевскими крестами и медалями IV степени. Очевидец событий вспоминал: «Англичане радовались… крестикам как дети; чуть ли не прыгали, громко смеялись и рассматривали Георгиевские кресты». В течение полугода английские танки казались неуязвимыми для артиллерии Красной Армии.
К концу 1919 года командование Южного фронта разработало рекомендации по стрельбе по танкам. Благодаря этому часть танков была подбита, и в течение нескольких лет выведенные из строя танки стояли на окраинах Царицына.
… И пролетала стальная птица
В числе поставляемой Великобританией боевой техники были и самолеты. Весной на помощь войскам генерала А.И.Деникина выслан 47-й добровольческий дивизион английских ВВС. Это были молодые честолюбивые лётчики, не попавшие по возрасту на Первую Мировую. Материальная часть состояла из изношенных машин, которые доставляли пилотам много хлопот. В ангарах Екатеринодара собрали несколько «Де Хэвиллендов» - звено «С» - и перебросили в район Царицына.
В июне 1919 года южнее Царицына, на Маныче, на Сале шли бои. Проливные дожди размыли полевые аэродромы, выводя самолеты из строя. А тут еще неделю пришлось взорванный мост через реку восстанавливать. Только 20 июня воздушная и наземная часть 47-го дивизиона соединились в районе Гнилоаксайской, в сотне километров юго-западнее Царицына. Отсюда 23 июня три английских бомбардировщика «Де Хевилленд» совершили свой первый в России боевой вылет. Потом налеты на Царицын совершались ежедневно.
Позже самолеты перебазировались на аэродром у Червлёной, затем на аэродром Бекетовки. В начале июля на фронт прибыло еще пять английских летчиков и восемь наблюдателей. Они воевали в районе Черного Яра и проявляли в воздушных боях изобретательность. В одном из боев 17 июля лейтенанту Митчель почти час пришлось стоять на крыле «Де Хевилленда», закрывая рукой течь в бензобаке.
В сентябре на Царицынский фронт прибыло звено «В» 47-го дивизиона, вооруженное истребителями «Coпвич- Кэмел». Тогда же под Царицын прилетел командир дивизиона майор Коллишоу, чтобы лично принимать участие в боевых действиях. Легендарный герой Британских ВВС, пилот воевавший в 1-ю Мировую в составе «Черного звена», на счету которого было по одним данным – 40, по другим – 60 сбитых самолетов. С конца сентября под Царицыном действовали три звена – 47-й дивизион в полном составе.
Сведения о сбитых под Царицыным самолетах Красного Воздушного флота в английских источниках завышены. Точно известно только о двух сбитых англичанами самолетах. С июня по октябрь 1919 года английские летчики получили 32 ордена императорской России, 24 Георгиевских креста. Глубокой осенью из-за нехватки горючего и необходимых для бесконечных ремонтов деталей 47-й авиадивизион был выведен с Царицынского фронта и скоро покинул Россию. Последняя английская миссии покинула Царицын в середине ноября. А вскоре, в первые дни января 1920 года, в ходе наступления войск Юго-Восточного фронта Красной Армии и Кавказская армия генерала В.Л. Покровского оставила Царицын.
Татьяна АГЕЕВА,
заместитель заведующего отделом
музея-заповедника «Сталинградская битва»