Корпоративное законодательство стран СНГ внедряется в настоящее время в различные сферы достаточно планомерно, заявила региональный представитель Немецкого общества по международному сотрудничеству Юлия Грищенкова сегодня в Санкт-Петербурге на заседании Постоянной Комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по экономике и финансам.
Она, в частности, отметила, что существование и функционирование рынка ценных бумаг является одновременно предпосылкой и атрибутом рыночной инфраструктуры национальной экономики. На современном этапе, с учетом тенденций и процессов глобальной и региональной интеграции, национальное законодательство любого государства с различным типом экономики, либо с ориентацией на формирование рыночной экономики, имеет законодательную основу для выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг. Во многих случаях содержание и структура этого законодательства аналогичны, поскольку оно объективно должно регулировать правовой режим объектов рынка ценных бумаг, структуру этого рынка, правила допуска на него, статус его участников и профессиональных посредников, вопросы организации торговли ценными бумагами и осуществления надзора. Ввиду важности рынка ценных бумаг для социально-экономического развития рынка каждой страны, в которой правительство реализует политику формирования и/или поддержания рыночной экономики, единственно целесообразной и эффективной формой восприятия идей модельного закона представлеяется создание именно национальных законов, принимаемых высшим законодательным органом государства. Нормативные правовые акты подзаконного уровнгя целесообразны только для целей конкретизации законодательных норм.
В некоторых странанах СНГ специальные законодательные акты, регулирующие отношения на рынке ценных бумаг, были приняты после принятия модельного закона. В тех случаях, когда вопросы рынка ценных бумаг до сих пор регулируются актами, принятыми до 2003 года, эти акты после принятия модельного закона были дополнены и отразили в себе целый ряд его рекомендаций, в том числе по вопросу об определении цели специального законодательного регулирования.
При этом, по мнению Юлии Грищенковой, следует констатировать, что формулировка целей правового регулирования национальных рынок ценных бумаг в законодательстве стран СНГ либо дословно, либо по сути совпадает с соответствующими формулировками модельного закона. В любом случае, защита прав инвесторов и обеспечение конкурентного характера предоставления профессиональных услуг на рынке ценных бумаг будут деклаированы в качестве задач в большинстве юрисдикций СНГ. Специфику можно также отметить в законодательстве Республики Беларусь и Республики Таджикистан.