Новый закон о работе такси вступил в силу 1 сентября. Легальные перевозчики надеются, что он поможет избавить Санкт-Петербург от вездесущих «бомбил». Чем он обернется для пассажиров, долго гадать не приходится: цены на услуги этого вида общественного транспорта не сразу, но подрастут.
Закон для всех писан
Утвержденный в апреле Федеральный закон № 69 внес поправки в Кодекс об административных правонарушениях и в «Закон о безопасности дорожного движения». Пассажиров не может не радовать то, что в нем детально прописали требования к автомобилям и водителям, призванные обеспечить безопасность поездки. Так, водитель должен иметь стаж работы не менее трех лет, а перед выходом в рейс обязан проходить медосмотр.
Не менее строгие требования предъявляются к автомобилю. Отныне в автопарке перевозчиков должны быть машины не старше трех лет и в хорошем техническом состоянии. Как и водителям, транспорту требуется каждый день проходить осмотр на предмет исправности. Помимо этого, автомобили должны быть в обязательном порядке оснащены таксометрами и опознавательными знаками — «шашечками» и оранжевым «фонарем» на крыше.
Еще одно новшество — теперь в регионе может быть выбран единый цвет для такси. Недавно проведенный в Петербурге опрос показал, что жители города на Неве предпочли бы видеть официальное такси желтым. На втором месте по предпочтениям синий или голубой — цвета «Зенита».
Много нового в законе касается перевозчиков. Главное изменение — выйти на линию и перевозить пассажиров за деньги теперь могут только те, кто имеет разрешение от уполномоченного органа в регионе. Водителей, которые не получили эти документы, с 1 января 2012 года будут нещадно штрафовать как нелегальных. Суммы немалые: водителей — до 5000 рублей, юридических лиц — сразу 300 000.
Для Петербурга в этом нет ничего нового: перевозчики и так заключают договоры с Комитетом по транспорту, который по-прежнему будет заниматься выдачей разрешений. По идее, очередь перед «окошком» за документами должна была выстроиться, как во многих других регионах, уже с 1 сентября. Но Смольный пока не утвердил порядок и форму выдачи разрешений. Ожидается, что это произойдет в ближайшие недели, и до нового года все желающие работать на этом рынке успеют получить разрешительные документы.
Отметим важную деталь в законе — теперь фирмам запрещается брать на работу водителей со своими машинами, автомобиль должен быть в собственности или в лизинге у перевозчика. У многочисленных «извозчиков», подрабатывающих в такси или «бомбящих» на дороге, есть два варианта «поладить» с законом. Можно попытаться устроиться на работу в такси (некоторые компании отмечают, что звонков по этому поводу стало больше), или оформить свидетельство индивидуального предпринимателя. Во втором случае надо будет искать, где каждый день проходить медицинский и технический осмотр, либо оформить договор с перевозчиком и делать все это на его базе.
Убрать «бомбилу»
Для крупных компаний, давно работающих на рынке и имеющих договоры с Комитетом по транспорту, в требованиях закона ничего революционного нет. У них давно имеются штатные врачи, площадки для техосмотра, «фонари», «шашечки» и прочее.
Как отмечает руководитель одной из таких компаний Геннадий Белозовский, главное, что ожидают от нового закона легальные таксисты, — это помощи в борьбе с «бомбилами», которые отнимают «хлеб» у легальных перевозчиков и при этом ни за что не несут ответственности. Сколько их в городе, никто не знает. По одним данным, порядка 30 000, по другим — не менее 10 000. Легальных — в разы меньше. «Для нас частники — это постоянная головная боль, — говорит водитель одной из компаний такси Аркадий. — Они ждут пассажира у вокзалов, гостиниц. “Битва” за место порой до драки доходит».
Специалисты подчеркивают, что расценки у перевозчиков «с большой дороги» и у легальных таксистов практически одни и те же, около 30 рублей за 1 километр. А иногда у «официального» такси и ниже. Например, от «Ленэкспо» сложно уехать до Невского проспекта на «отстойщике» дешевле, чем за 500, а то и 600 рублей. Легальное такси можно найти на 100–150 рублей дешевле.
Успех борьбы с «бомбилами» будет зависеть от того, как пойдет реализация закона. Здесь «все карты в руках» региональной власти. В Комитете по транспорту поясняют, что с января 2012 года контролировать соблюдение закона будут сотрудники полиции и федеральной службы по надзору на транспорте. Но перевозчики сомневаются — хватит ли у них сил и возможности бороться с нелегалами.
По мнению таксистов, некоммерческим партнерствам перевозчиков надо разрешить самим создавать контрольно-ревизионные отделы, которые будут выявлять «бомбил» и докладывать о них полиции. А еще запретить парковку у самых «хлебных» мест всем, за исключением официального такси, и контролировать выполнение этого требования.
У «бомбил» новый закон вызывает тревогу, ведь для многих извоз — едва ли не основной источник дохода. У метро и вокзалов есть свои «мини-диспетчерские»: в позднее время суток, когда общественный транспорт уходит в парк, «старший» у остановки деловито принимает заказы от припозднившихся пассажиров и «рассаживает» их по стареньким «ВАЗам», большинство водителей которых — жители южных республик. «У меня есть другая работа — я парикмахер, — сообщает Рустем, один из таких водителей. — Но зарплата маленькая, и жилье снимать надо». Впрочем, некоторые из его друзей работают только «бомбилами». «Не знаю, что мы все будем дальше делать. В такси работать не возьмут — нет опыта. Так что, наверное, все равно будем ездить», — машет он рукой.
Армию нелегалов либо безработных могут пополнить и те, кто трудится в качестве так называемых «пристяжных» водителей у многочисленных диспетчерских служб. Теперь эти организации, не имеющие собственного автопарка, окажутся «вне закона» и будут вынуждены уйти с рынка либо сменить профиль. Водители рискуют остаться один на один со своими проблемами. «Мне придется вкладываться в покупку таксометра, “фонаря”, искать врача и станцию техосмотра каждый день. Эти расходы однозначно не потянуть, придется рисковать. У нас как всегда: что ни закон, то сплошные поборы», — сетует Вячеслав Никонов, 8 лет работающий «вольным» таксистом у разных компаний. Он радуется, что по крайней мере в ближайшие год-два ему не придется перекрашивать автомобиль, потому что в Петербурге решили с этой затратной мерой повременить. На всякий случай мой собеседник оставляет карточку с телефоном: иметь свою «клиентуру» — тоже выход.
Стоит отметить, что риск остаться без работы во многих городах спровоцировал стихийные митинги со стороны таксистов.
Ценник по карману?
Специалисты уверены, что введение нового закона рано или поздно приведет к росту цен на такси в Петербурге. Сейчас расценки на проезд в легальном такси определяет тарифное соглашение с Комитетом по транспорту. Как поясняет Геннадий Белозовский, согласно новому закону, пассажиры должны будут ездить на основе показаний таксометра, а не твердых расценок.
До нового года, уверены перевозчики, ожидать повышения стоимости проезда в легальном такси не стоит. Да и впоследствии крупные компании, уверен руководитель таксопарка, вряд ли поднимут тарифы, ведь им не придется нести дополнительных расходов, хотя… «в следующем году цены у легальных перевозчиков могут повыситься процентов на пять, но решающим фактором станет удорожание коммунальных услуг и бензина».
Другое дело — перевозчики, которые станут индивидуальными предпринимателями, и компании, которым придется «дооснащать» парк: чтобы как-то «отбить» затраты, они должны будут поднять расценки на 30–40%.
Есть мнение, что, как ни парадоксально, успехи в борьбе с «бомбилами» и ликвидация основной массы «пристяжных» извозчиков в итоге могут ударить по кошельку горожан. На это указывают сами водители: уйдут «частники» — город испытает дефицит такси, что неизбежно приведет к повышению цен.
Так что пока четкого ответа на вопрос, а не получится ли «хотели как лучше, вышло как всегда» — нет.
Кстати
Разрешения на работу такси будут действовать только в регионе выдачи. Чтобы пассажиров из Петербурга перевозили, например, в Ленобласть, власти должны заключить соглашение. В противном случае пассажира во избежание штрафа придется высаживать под знаком «Конец города» и вызывать ему местное такси.
Соответствующий документ между городом и областью подпишут в сентябре. Не решен вопрос, как быть перевозчикам, которые ездят в более отдаленные регионы и за границу.
По данным онлайн-голосования «Такси-форум», в котором участвовало свыше 1300 человек, почти 60% опрошенных водителей заявили, что они будут работать «бомбилами», 30% постараются соответствовать закону, 5% попытаются устроиться на работу дальнобойщиками.
Прямая речь
Вячеслав Лысаков, лидер народного движения автомобилистов России, председатель координационного совета межрегиональной организации автомобилистов «Свобода выбора»:
— Новый закон о такси принесет негативные последствия для малого бизнеса, небольших городов и тех регионов, где местные чиновники проявляют «чудеса нормотворчества».
Малым предпринимателям сложней, чем крупным перевозчикам, выдержать все требования закона. Определенно часть бизнеса уйдет в тень, в некоторых регионах уже так получилось.
Чиновникам дано право самим устанавливать перечень документов, необходимых для получения разрешения на работу в качестве таксиста. И вот здесь и начинаются «чудеса». В Тверской области предлагают предъявлять 19 документов — для сравнения, в Москве всего 3. В ряде субъектов предлагается установить плату за выдачу разрешений в 2000–3000 рублей, а срок получения документов — 45 дней (в Москве — максимум 3 дня). В одной из областей даже требуют сертифицировать «фонарь»… за 5000 рублей!
Еще одна проблема — это таксометры, которыми, по закону, должны быть оснащены все автомобили. Сложность в том, что комплект оборудования стоит 15–20 000 рублей, производителей — единицы, сертифицированных моделей — всего 6. Все это потребует больших затрат, которые, естественно, оплатят пассажиры.
Закон «убьет» такси в небольших городах, где перевозчики работают почти как общественный транспорт — 30–100 рублей за поездку. Такси в таких населенных пунктах несут важную социальную функцию. Введение таксометров вместо фиксированной либо позоновой платы, а также то, что небольшие компании не смогут выдержать требования закона, приведет к тому, что в этих городах исчезнет целая отрасль. На рынке останутся «нелегалы», с которыми, по идее, и должен бороться новый закон.