Аргументы Недели → Общество № 35(276) от 08.09.2011

Российский путь из тюрьмы

, 20:28

Когда юрист и бывший чиновник берется за перо, иногда получается плохо. Иногда, на удивление, хорошо. А иногда получается экзорцизм – изгнание дьяволов из самого себя и из окружающего мира. Таков и новый роман Владимира Абрамова «Отверженные по понятиям». В нем сплелись разные ниточки – и вечное преклонение россиян перед иностранцами, и не менее вечная тема российских каторги и тюрьмы, и желание помолиться в церкви всех Богов. Авось, поможет. Вытащит. Спасет.

Куда надо идти России? Вор во власти – это благо или беда? И чем отличается честный вор от российского чиновника? Эти и другие картинки нашей действительности, этакие современные отечественные записки описывает в разговоре с «АН» В. АБРАМОВ.

Острог  как символ России

«Главной достопримечательностью Горовского был острог, стоящий здесь со времен Петра Великого. Уродливое здание, окруженное высоким частоколом, торчало на верхушке холма на правом берегу реки, словно полицейский, неусыпно надзирающий за жизнью Горовского». (В. Абрамов. «Отверженные по понятиям».)

– Воровской мир – это наша повседневная жизнь. Каждый день, замечая или не замечая, мы сталкиваемся с ним. В России всегда так было – одна половина людей сидела, другая охраняла.

И ответственность за свои слова и действия в России, похоже, осталась только в воровской среде. Например, в 90-е практически все проблемы решало не государство, а «крыша». Хорошо это или плохо – другой вопрос. Так было. «Крыша» не всегда вершила суд по справедливости, но она его вершила.

Государство, не живущее по закону, начинает жить по понятиям. Сейчас Россия дошла до той черты, что даже понятия размываются. Появились воры в законе, которые никогда не сидели. Разложение общества, огромные деньги пришли и туда. И старые воры, которые еще остались, проигрывают. Потому что, как ни странно, у них есть свой нравственный фундамент.

В воровском мире есть жесткие правила, законы. Если на свободе их жесткость оправдывается неисполнением, то за решеткой неисполнения быть не может: за базар ответишь. А у нас, якобы свободных людей, никто ни за что не отвечает. Натворил дел – и тишина! Наобещал, не выполнил – как с гуся вода.

«И я никогда в жизни не нарушал понятий. Более того, в последние годы в Остроге был смотрящим, человеком, который в том числе отвечает за неукоснительное соблюдение понятий всем сообществом зоны. Конечно, бывает, что группа заключенных может нарушить установленный порядок. Тогда говорят, что они «творят беспредел». И, как правило, подобные вещи жестоко наказываются. Но здесь, на воле, беспредел творится регулярно. И никто не несет за него никакой ответственности». (В. Абрамов. «Отверженные по понятиям».)

– Стране нужен Петр Великий. Но он был правителем по рождению, впитал политику с молоком матери. Сейчас же время «кухаркиных» детей во власти. Они что-то говорят, обещают, но ничего не делают. Два общества: отдельно люди, отдельно власть. Должны быть сообщающиеся сосуды, а они почти не соприкасаются. Мы не можем этому маленькому властному обществу сказать: «Хватит!» А если даже и скажем, то они просто не услышат. Ходорковский сказал громко. Сидит. Его пример – другим наука.

В стране нет людей, которые могут взять на себя судьбоносные для России решения. Нет таких людей. Почему? Не пойму. Может быть, наверх их не выпускают. А может быть, «верхним» людям и не дают такие решения принимать: «Сиди! Мы тебя не для того наверх поставили, чтобы ты Россию спасал. Нам не надо ее спасать». Не пойму, что происходит в России. Есть руководители государства, но не оставляет чувство, что они всего лишь куклы. А за ширмой прячутся кукловоды. Мы их не видим, но понимаем, что именно они всем и управляют.

У страны нет четкого плана развития. В каком направлении мы, россияне, должны развиваться? А это основной стержень государства, национальная идея, если хотите. Мы читали в свое время Николая Островского «Как закалялась сталь». У Павки Корчагина была идея, пусть небольшая, но самоотверженная, всепоглощающая.

Как закалялась сталь

«Я хотел бы, чтобы мы жили в государстве, законы которого позволяют человеку защищать себя и своих близких. Я хотел бы, чтобы мы жили в государстве, в котором ограбление не было бы единственным способом добыть деньги. Я хотел бы, чтобы мы жили в государстве, главным законом которого была бы справедливость! Я хочу добиться справедливости. Хотя бы в нашем городе. Потому что то, что творится в Горовском сейчас на моем языке называется беспределом». (В. Абрамов. «Отверженные по понятиям».)

– Был такой простой советский парень – Юрий Гагарин. Первый космонавт планеты, известный во всем мире. Недавно было пятидесятилетие первого полета человека в космос. Как оно прошло? Никак! Кто сегодня из школьников мечтает стать космонавтом? Один, два – и все. Но вот же пример – Юрий Алексеевич Гагарин. Рассказывайте детям – каким он парнем был. Учите их, чего можно достичь, каким стать человеком. Но тишина. В школьном учебнике – одна строчка, наверное.

Шоу: Лицо России. Кого только не вспомнили – Ленина, Сталина, Александра Невского… Великие личности. Но нам нужно лицо России, на котором бы пятнышка не было. Такой был Гагарин. В стране нет идеологии, национальной идеи. Иногда она рядом – руку протяни. Но не тянут руки…

Зато у нас есть «замечательная» идеология – денег. Есть деньги – ты король. Нет – шут гороховый. Сейчас никто не мыслит категориями того же Царствия Небесного. Это далеко, а деньги – вот они, в бумажнике. Наши правители, выступая на трибуне, постоянно говорят только о миллиардах. А не о людях. Для них нет людей, нет россиян. Есть электорат. Вышли бы на трибуну и сказали честно: «Мы вложим сто миллиардов. И у нас будет не миллион голосов, а полтора миллиона». Не говорят.

Была идея развалить Союз. Развалили. Теперь – идея развалить Россию. Взять под себя ресурсы для своей страны. Собственно, американский президент и получает зарплату за то, что думает о своей стране на перспективу. Но атомная война не годится – работать на зараженной территории невозможно. Поэтому идеология становится главным оружием войны.

«Я не раз говорил, что политика – грязная штука, – заявил он на пресс-конференции. – Но надеялся, что смогу сделать что-то для людей, не вляпавшись в это дерьмо. К сожалению, не получилось.

Я не могу и не хочу побеждать нечестным путем. А начинать свою президентскую карьеру с обмана я не намерен. Мой лозунг был и остается неизменным – ВСЕ БУДЕТ ПО ЧЕСТНЯКУ!!! Но я надеюсь, что граждане моей страны, люди, которые мне доверяли и доверяют, проследят за тем, чтобы новый президент управлял Россией ПО ЧЕСТНЯКУ!

Многие, слушая эти слова мэра Воровского, плакали». (В. Абрамов. «Отверженные по понятиям».)

– Власть это бремя. Тяжкое бремя. Каторжный труд. Маяковский писал: «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Также и политик – среди множества камней повседневных забот – одно золотое зернышко справедливости должно быть.

Пока на спасение страны шанс еще есть. И мы должны определиться – какими мы будем? И стать такими. Человек сам для себя должен понять – кем он родился, кем он пришел в этот мир? И идти по этому пути, если Господь сам не вразумит свернуть. И стране нашей нужно понять –  какой быть? Какой дорогой идти? Ведь зачем нужна дорога, которая не ведет к храму!

Есть такая байка. Трое работяг катят свои тачки. Первого спрашивают: «Что делаешь?» – «Каторгу отрабатываю». Второй отвечает: «За зарплату работаю». А вот третий ответил: «Я храм строю. Храм Вознесения». Что мы строим – только от нас зависит.

Хороший чеченец идет в прокуроры

«Тутай Исаевич был в своих кругах очень известным человеком. Во-первых, потому что был бескомпромиссен, истинный слуга, или, как он называл себя полушутя-полусерьезно, – раб закона. Во-вторых, он всегда стоял вне политики и не делал никаких различий в отношении к своим «клиентам», будь то рабочий, секретарь обкома или грубый грузчик железнодорожной станции.

В эпоху всеобщей коррупции и потери моральных ориентиров он был неудобен для своего начальства, так как едва ли не патологическая справедливость не позволяла ему принимать заказы и брать взятки». (В. Абрамов. «Отверженные по понятиям».)

– Прокурор, чеченец по национальности, появился в романе неслучайно. В 90-е годы я несколько раз общался с погибшим Зией Бажаевым. Мощный, но изящный был человек. Настоящий интеллигент. Даже в кратком общении производил впечатление надежности. Возникало чувство, что именно такой человек может остановить войну в Чечне. Но в катастрофе, в которой погибли он и Артем Боровик, Россия потеряла лучших своих сыновей.

Меня возмущает, когда в сволочи записывают целиком всю национальность. В любом этносе есть подонки и есть герои. Россия и сильна многонациональностью, уникальным плавильным котлом, в котором рядом молятся и христиане, и буддисты, и мусульмане.

Нельзя называть истинными мусульманами тех, кто в святые дни совершает теракты. Как в Грозном в праздник Ураза-байрам. Это не воины и не мусульмане, это – преступники. Нелюди.

Если мы пойдем по пути разделения наций по религиозному признаку, то с Россией как со страной можно прощаться. Только в единстве мы сможем выстоять в любом враждебном окружении. Наши отцы были едины во время Великой войны и только поэтому выстояли и победили.

Мы с разных сторон только и слышим: вайнахи агрессивные, совершающие много преступлений. А ведь надо во весь голос говорить и о честных, трудолюбивых людях, живущих на Северном Кавказе. Тогда даже отрицательные персонажи станут пусть чуточку, но лучше.

ОТ РЕДАКЦИИ. У Владимира Абрамова на стенах висят маски со всех континентов. Они щурятся пустыми прорезями зрачков, скалятся беззубым ртом и следят за гостями. Самые опасные – под стеклом. А напротив, в противовес – иконы. Православные иконы, от которых идет тепло. Абрамов воистину экзорцист. Он изгоняет дьявола словом и делом. И его идея, что вор в законе Александр Чесноков (Чеснок, Честняк) с полученным в тюрьме философским образованием может стать справедливым правителем для многострадальной страны, – не лишена библейского изящества. Да и традиция нам такая близка. В конце концов, экспроприатор Коба-Сталин-Джугашвили, получив Россию с сохой, оставил ее с атомной бомбой. А из личного имущества – потертый френч и старые сапоги.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram