Археологи, обнаружив очередное древнее захоронение богатого египтянина, не перестают удивляться, сколько же вещей оказывается рядом с усопшим! Гончарные изделия, мумии животных, украшения, монеты, прочее имущество, которое могло пригодиться в ином мире. Смерть в человеческом представлении всегда была просто мостиком, началом дороги в другой мир. Собирать умершего в это путешествие было принято не только у ветхозаветных египтян, но и у очень многих народов мира.
Славяне – не исключение. Они тоже старались снабдить отправляющегося в мир мертвых запасом еды и вещами, которые могли ему там понадобиться. Считалось, что если покойника хорошенько задобрить, то он будет потом помогать живым родственникам. Поэтому похороны сопровождались обрядами, призванными расположить усопшего к себе. Родственники не отходили от умирающего, переодевали его и давали в руку свечу. На окно ставили сосуд с водой, а снаружи дома вешали полотенце, чтобы душа, отлетая, могла умыться. Иногда оно так и висело до сорокового дня, пока душа могла возвращаться к дому.
Покойного обмывали, расчесывали, клали на лавку головой к красному углу избы, закрывали глаза медными монетами. Кстати, горшок с водой, гребенку, стружки от гроба, топор которым обтесывали для него доски, зарывали потом в землю. По лавке, на которой лежал труп, ударяли ножом или топором, чтобы отсечь смерть.
Погребальная одежда у славян всегда была белой. Облачались в белое и родственники усопшего. Это позже, под влиянием европейской городской традиции, она стала черной.
Родственники покойного тщательно следили за тем, чтобы у него была еда. Рядом с головой усопшего клали блин, смазанный медом. В гроб могли положить хлеб, масло, пироги. Выносили мертвеца не через переднюю дверь, а через окно, заднюю дверь, хлев. Иногда в стене даже прорубали специальное отверстие, которое потом заколачивали. Гроб не закрывали и несли умершего вперед ногами, чтобы не мог видеть дороги назад. Затем гроб клали на сани (даже летом!) или несли до самого кладбища на веревках или полотенцах.
Поминальные трапезы состояли из двух частей. Считалось, что за столом вначале собираются умершие, потом живые. Потому еду подавали несоленой, полагая, что в таком виде она больше подходит для иного мира. Затем, посолив, с причитаниями начинали трапезничать и вспоминать усопших. Кстати, традиция оплакивать да причитать, с которой у нас в свое время боролся царь Петр I, опять же свойственна многим народам мира. Известны плачи древних египтян, индийцев, греков, скандинавов.