Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 29(270) от 28.07.2011

Страна непуганных возможностей

, 16:28

Наконец-то. Свершилось. 13 июня 2011 года Совет Федерации утвердил новые границы Москвы и Московской области. Прирезали ни много ни мало, аж сто сорок четыре тысячи гектаров.

Пустые надежды аборигенов

Генерал, который губернатор Громов, радостно озвучил: цены на земельные участки в пределах указанных гектаров возрастут в разы. Вот только неясно – а обывателю от этих «разов» какой профит?

В общем и целом наступает царство всеобщего добра и справедливости. Аборигены, населяющие Щербинку, радостно потирают руки. И подсчитывают прибыль, прикидывая, че прикупить – Газпром аль Боинг.

Про шесть соток губернского полководца сказать ничего не могу. Хотя что-то мне подсказывает: принадлежащий Борису свет Всеволодовичу участок несколько выбивается за границы вышеуказанной площади. А вот для остальных соотечественников (позволю себе вылить в их бочку меда большую ложку дегтя) это обернется серьезными проблемами.

Есть такой замечательный плод деятельности отечественных законотворцев – Земельный кодекс. Он регулирует земельные правоотношения. Так вот, согласно пункту 1 статьи 49 этого кодекса, землю у собственника можно изъять, в том числе путем выкупа, только в исключительных случаях, как-то:

1) при проведении мобилизационных мероприятий;

2) для федеральных и муниципальных нужд.

Насколько я могу судить, мобилизации в несокрушимую и легендарную и массового изъятия земли у аборигенов для рытья окопов на данном историческом этапе не предвидится.

В сухом остатке остается второй пункт – нужды.

Не надо ходить далеко за примерами. Помните, как радостно прыгали наши министры, когда импортный дядя сообщил им о том, что Олимпиада-2014 пройдет в Сочи?

По телевизору целую неделю крутили дедок и бабок, подыскивавших места в «Форбсе» и рассуждавших, за сколько миллионов и в какой валюте они продадут свои ТРИ сотки. Но, как говорится, недолго музыка играла… Зря дедки орали, что бабкам нужны бабки, ох зря…

Пришел король шотландский, безжалостный к врагам, сунул сочинским аборигенам программу федеральную (заметьте, не номинальную) в ту самую часть организма, куда раньше совал им ваучеры. И погнал бедных пиктов с их соток туда, куда мистер МакКар не гонял своих бифов.

Аборигены, тряся макулатурой, попытались спорить с королем о правильности оценки их засаженных до самого горизонта вереском участков. Но не тут-то было. Наш Король – он и в Сочах Король, с ним долго не поспоришь. Вон два возродившихся российских предпринимателя начали дискуссию, теперь второй срок рукавицы шьют.

Вся королевская конница с хода, без подготовки, перешла в карьер и тоном, не терпящим возражений, объявила пиктам – по 15 тыс. рублей (естественно, отечественных, а не импортных) за сотку в зубы – и гуляй, рванина, жуй опилки.

Теперь вопрос к пиктам, населяющим подмосковную деревню Гадюкино: кто вам сказал, «дорогие россияне», что безжалостный Король с Вами будет воевать по другим правилам и другим оружием?

Вам предъявят того же оценщика – Лицензия № …, который читал королевский указ сочинским пиктам и который сообщит, что при оценке Вашего участка он использовал такие-то формулы, и стоит он не как Вам насчитал «независимый» оценщик, а как насчитал он – оценщик собственной Его Величества Канцелярии. Так что не мыльтесь, ребята, – мыться не придется.

Поспешать не спеша

Теперь посмотрим на сложившуюся ситуацию под другим углом. Как говорят, Москва не сразу строилась. Это исторический факт, который ни один Совет никакой Федерации опровергнуть не сможет.

В конце 20-х годов прошлого века Москва находилась в границах Камер-Коллежского вала. Поясню: ресторан «Яръ», что на Ленинградском проспекте (бывший ресторан и гостиница «Советская»), был загородным.

Территория города увеличивалась постепенно – небольшими частями. Вслед за получением новых земель московские градоначальники начинали их поэтапное освоение. И только после того как новая территория полностью вливалась в инфраструктуру города, чиновники начинали строить планы по дальнейшему его расширению. Новые земли прирезались к Москве по десять, двадцать гектаров, не более того.

Ни одному московскому чиновнику со времен Юрия Долгорукого (который от таких чудес скоро грохнется со своего коня прямо на Тверскую) в страшном сне не могло привидеться, чтобы одним махом увеличить площадь города вдвое. Кстати, хочу поинтересоваться – а пиктов, которые проживают в многоквартирных домах в этой самой Щербинке, Собянин Громову оставит? Или всех сразу назначит москвичами?

Ресин раскормил строительный комплекс Москвы до такой степени, что этот монстр стал практически бесконтрольным. Для его поддержания требуется все больше и больше провизии. В ход пошли детские площадки, парки, аллеи – про точечную застройку в Москве можно легенды слагать. Теперь этого стало мало, Подмосковье ему подавай. Говорят, жилье в Щербинке будет дешевое… как бы не так! Транспортные расходы ведь никто не отменял. С московских заводов ЖБИ придется возить плиты за сто километров, а обратно все плитовозы будут идти порожняком. Или придется ставить новые предприятия рядом с объектами строительства, и стоимость их неминуемо скажется на стоимости жилья, которая в очень скором времени перегонит цены в Москве.

Прирезка новых территорий к и без того огромному городу ничего не решает, а только добавляет новые проблемы – еще большие, чем сейчас. Такое расширение приведет к тому, что город станет неуправляемым.

Притчей во языцех стали московские пробки. Первое, что нужно сделать в борьбе с ними, – не городить здания на каждом пятаке, а полностью запретить новое строительство и годков на десять заморозить уже начатое.

Рассмотреть стимулирующие нормы, чтобы москвичи пересели с джипов на малолитражки – двух- или даже одноместные. Чем меньше машина, тем легче парковаться. Про выбросы СО2 я молчу.

В качестве экстренной меры перейти на четные и нечетные номера. Мне могут возразить: будут покупать две машины. Да хоть три! Только за второй номер пусть платят сумму, равную стоимости машины.

Всему миру известно: интенсивность движения железнодорожного транспорта в разы ниже, чем автомобильного. Почему не сделать вместо Малого железнодорожного кольца автодорогу? Все предприятия, которые кольцо обслуживало, из Москвы давно выведены. Сейчас по нему паровоз раз в пятилетку пропыхтит, и ВСЕ. Для каких нужд мы такие площади в городе держим пустыми? Почему не вынести вокзалы из центра Москвы на окраину?

Трансроссийская магистраль

С чего начинается Родина? С дорог, с которыми у нас беда. Россия сейчас напоминает огромную бочку. Обручи, скрепляющие ее, проржавели. Если их снять, конструкция распадется. Таким обручем должна стать Трансроссийская магистраль (ТРМ) – прямая как стрела, – связывающая восток и запад страны.

В нее должны входить автострада, железная дорога, линия электропередачи, газо- и нефтепроводы. От восточной до западной границы примерно восемь тысяч километров. Для обслуживания трассы понадобится через каждые сто километров строить поселок, через тысячу километров – город-миллионник. А от этих городов следует пустить поперечные трассы с севера на юг. Они будут выполнять функцию ребер жесткости.

Надо понять – территория без коммуникаций становится просто-напросто неуправляемой. Сеть трасс сошьет ползущую по швам страну крепко-накрепко.

Заодно отпадет необходимость в такой чиновничьей кормушке, как Северный завоз.

Всем давно понятно, что градостроительный ресурс Москвы полностью исчерпан. Столицу надо из Москвы переносить, причем переносить немедленно! Ее можно переместить в один из тех самых миллионников на ТРМ. Там и плотность населения не такая, как в европейской части России, и сырье для строительства под боком.

Вопросы на засыпку

Строительство ТРМ – не только стратегический, но и емкий инвестиционный проект. Он потянет вверх всю экономику. Позволит наконец слезть с углеводородной иглы. Строительство – это прежде всего высокотехнологичное производство; это машины, станки, оборудование. Это подготовка специалистов для работы на нем.

С чего начиналась Римская империя? С дорог. Сорок процентов бюджета тратилось на их строительство и содержание. Нет дорог – нет империи.

Вспомним слова лучшего друга советских детей товарища Сталина: «Надо браться за север, с севера Сибирь ничем не прикрыта, а политическая ситуация очень опасная». Строительство железной дороги Салехард – Игарка вдоль Северного полярного круга, известной также как «мертвая дорога», можно считать одним из самых грандиозных проектов того времени.

Как прогнозируют экологи, в ближайшие пятнадцать – двадцать лет из-за таяния льдов откроется для судоходства Северный морской путь. В результате у России будут морские границы такой протяженности, какой НИ ОДНА СТРАНА МИРА ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НЕ ИМЕЛА. Длина Севморпути от Карских ворот до бухты Провидения около 5600 километров, каждый из которых надо бдительно охранять и стойко оборонять.

Товарищ министр обороны, как вы планируете это делать без коммуникаций? Вы собираетесь создать две арктические бригады. Похвально. Две бригады – на все побережье!

Вопрос на засыпку нашим флотоводцам. «Мистраль» вам купят. В Мурманск пригонят. Встанет это достижение французских корабелов у причальной стенки – и что дальше? Кроме Мурманска у нас на всем этом пути нет ни одного порта, способного обслуживать военные корабли.

Нужно строить эти порты. Но как везти для этих портов технику, рабочих, стройматериалы? На кораблях? К моменту разгрузки килограмм арматуры по стоимости будет равен килограмму золота.

Вот и получается, что судьба портов и Северного морского пути будет решаться на суше.

От Советского Союза нам в наследство достался мощный дорожно-строительный комплекс. Он мог бы заниматься грандиозными делами, сшивать страну асфальтовой нитью. А вместо этого латает дыры на дорогах.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram