В советские годы летний отдых в санаториях и профилакториях был самым популярным способом провести отпуск. Сейчас картина почти противоположная. Россияне толпами спешат на «берег турецкий», а слово «санаторий» зачастую ассоциируется либо с бесплатными путевками льготникам, либо с унылым совковым отдыхом для неудачников, у которых нет средств и возможностей выбраться в солнечную Турцию или на худой конец на базу отдыха в Геленджике.
По оздоровительному потенциалу «родных» курортов Россия даст сто очков вперед любым зарубежным пляжам. Как вернуть санаторно-курортному делу в России былую государственную значимость? Об этом мы ведем разговор с профессором Галиной РОМАНОВОЙ – ректором Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, действительным членом президиума Национальной академии туризма.
Чему научит Запад
– Галина Максимовна, сегодня слово «курорт» понимается явно не так, как еще 30–40 лет назад. В частности, слабеет убеждение, что главное – укрепить здоровье. Сегодня туда едут в основном расслабиться и развлечься. Откуда взялась подобная точка зрения?
– Она всегда была свойственна западным странам. В Европе, как и в России, курортное дело имеет богатейшую историю, но принципы его организации совсем не такие, как у нас. Предоставление медицинских услуг там никогда не было единственной целью. Европейцы всегда делали акцент на комфортных для отдыха условиях, развлекательной инфраструктуре. Укрепление здоровья расценивалось скорее как дополнительная услуга, которой отдыхающий может пользоваться по своему желанию. В пример можно привести знаменитые спа-процедуры. Они получили свое имя по названию курорта Спа в Бельгии и предназначены по большей части для удовольствия. При этом подобное лечение очень дорого стоит.
– Уверена, что многим читателям нашей газеты такой подход покажется странным. Большинство прекрасно помнят советскую санаторную систему, где все было совершенно не так.
– Полностью согласна. В России санаторно-курортное дело начиналось не с коммерции, а с науки. На этой ниве трудились ученые множества специальностей, детально изучавшие климат, свойства минеральных вод, целебных грязей, их воздействие на организм человека. Именно наши специалисты открыли миру знаменитую Мацесту с ее грязевыми ваннами, источники Кавказских Минеральных Вод, уникальные природные условия в Светлогорске Калининградской области, где, как выяснилось, целебный микроклимат формируется за счет сильного морского прибоя. Русские ученые внесли немалую лепту в становление популярного курорта Трускавец, который сейчас оказался за границей, на территории Украины. Между прочим, пить минералку туда приезжает вся Европа. Таким образом, в нашей стране оздоровительная функция мест отдыха всегда была на первом плане.
– И советское руководство, как бы его ни ругали, впоследствии приложило к этому немало усилий.
– Безусловно. Во времена СССР в основу развития курортного дела легло бережное отношение к природным лечебным факторам, стремление осваивать новые районы, пригодные для лечения и отдыха. Тогда было разведано свыше 1500 месторождений минеральных вод и около 300 месторождений целебных грязей. Сейчас в это трудно поверить, но в XIX веке на побережье близ сегодняшнего Сочи не селились даже представители местных народностей. Берег моря был сильно заболочен, и над ним вились тучи малярийных комаров. В первые годы советской власти была проведена колоссальная работа: в болотистые места запустили мальков гамбузии – рыбы, которая активно поедает комариные личинки, посадили знаменитые эвкалиптовые рощи, начали строить санатории и пансионаты. Красавец-курорт, рассчитанный на тысячи отдыхающих, вырос за несколько лет.
– Причем попасть туда по путевке теоретически мог каждый желающий…
– Действительно, доступность лечения была высокой. Все здравницы находились в государственной или ведомственной собственности, и финансирование шло за счет госбюджета и профсоюзов. Отдыхающий платил за путевку от 10 до 30% стоимости. Вот уж действительно людям «не нужен был берег турецкий»!
– Безусловно, преимущества советского подхода налицо. Но времена изменились, и курортной отрасли приходится жить по другим правилам. Какими, на ваш взгляд, они должны быть?
– Оптимальный выход – в сочетании западного менеджмента и высокого уровня сервиса с отечественными научно-организационными традициями. Терять прежние наработки нельзя. Система, которая сейчас действует на Западе, во многом повторяет подход к курортному делу еще в царской России. Тогда тоже «правили бал» извлечение прибыли и элитарный доступ к лечебным факторам. Вспомните произведения русских классиков: богатые герои Лермонтова, Пушкина, Гончарова частенько просаживали миллионы «на кислых водах», как раньше именовали курорты юга России. Так что слепое копирование европейских схем обернется для нас не долгожданной модернизацией, а шагом назад больше чем на 100 лет.
Любопытный аргумент
Чисто российским открытием в сфере санаторно-курортного дела стали хорошо знакомые по советским временам профилактории – учреждения, где рабочие и служащие получали санаторное лечение по месту работы, не уходя в отпуск. Идея их создания появилась в 1902 году у русского врача С. Гликмана, а в 1921 году первые подобные учреждения появились в Москве. Путевки были бесплатными или льготными (за них приходилось платить 30% стоимости), продолжительность пребывания составляла 24 дня. В советское время сеть профилакториев была довольно обширной. На некоторых вредных предприятиях (например, как доподлинно известно автору, на Воскресенском химическом комбинате в Московской области) все рабочие должны были ежегодно проходить курс оздоровления в профилактории в обязательном порядке. К сожалению, профилактории стали первыми в ряду «непрофильных активов», от которых заводы и учреждения стали массово избавляться в начале 90-х годов. Сейчас от огромной сети почти ничего не осталось.
Новые времена
– Насколько легко российские курорты пережили переход к рыночным отношениям?
– Перемены произошли более чем серьезные. Свой имущественный статус сменили более 80% здравниц страны. Многие предприятия и ведомства попросту продали свои санатории. Для всех без исключения учреждений остро встал вопрос о рентабельности. Это вызвало к жизни новые направления в курортном деле.
– Какие именно?
– Начала разрушаться связь между возможностями оздоровления и конкретной географической «точкой». В частности, появилась возможность возить на большие расстояния те же южные лечебные грязи и минеральную воду. Не стоит забывать и про новые медицинские технологии. В результате появлялись новые курортные зоны, быстро набравшие популярность. На первом месте здесь стоят регионы Центральной России и в первую очередь Московская область, где спрос на санаторные услуги в последние годы существенно вырос. Тем не менее не обошлось и без негативных последствий.
– В чем они проявились?
– Номерной фонд санаториев начали активно использовать для размещения отдыхающих, которые в лечении не нуждались. В итоге многие учреждения на время утратили научные перспективы развития. Печальным примером может послужить знаменитая Анапа. В середине 1990-х, когда стоял вопрос об элементарном выживании, доля медицинских услуг резко упала, санатории стали превращаться в базы отдыха, а научные изыскания были приостановлены. К счастью, сейчас сложный период позади. Совсем недавно, в начале 2000-х годов, началось изучение расположенного близ Анапы Синегорского минерального источника. Выяснилось, что вода из него может применяться для лечения желудочно-кишечных и многих других заболеваний. В результате территория, которая известна как место для семейного отдыха, получила возможность развиваться в новом направлении.
– В России распространено мнение, что санаторный отдых – удел либо мамочек с детьми, либо пенсионеров. Какой оздоровительный потенциал наша страна готова предложить активному молодому поколению?
– На мой взгляд, здесь возможности у нашей страны огромны, но используются очень слабо. Кстати, снова придется вспомнить о советском опыте. Для молодежи, к примеру, черноморские санатории заменяли турбазами на Урале и Тянь-Шане, откуда группы отправлялись в пешие и водные походы. В результате получалось замечательное сочетание активного отдыха и благотворного воздействия природных факторов. Такой отдых был очень популярным. После развала Союза о турбазах незаслуженно забыли, хотя для того же Уральского региона это направление развития – настоящее «золотое дно». Надеюсь, рано или поздно о нем все же вспомнят.
Статистический аргумент
При эффективной организации санаторно-курортного лечения в стране:
число обострений различных заболеваний у граждан снижается в 6 раз;
потребность в госпитализации снижается в 2,4 раза;
в 3 раза меньше становятся затраты государства на лечение в поликлиниках и стационарах;
в 2,6 раза падают выплаты по больничным листам;
расходы госбюджета на санаторное лечение граждан, перенесших инфаркт, окупаются в 7-кратном размере.