Аргументы Недели → Общество № 19(260) от 19.05.2011

Своя отметина

, 18:26

Во все времена людям, занимающимся разведением птицы, животных, приходилось как-то помечать своих питомцев. И конечно, метка эта должна была быть небольшой и отличаться от аналогичных соседских. В знаменитом Боголюбове, что под Владимиром, и сегодня на улицах можно встретить домашнюю птицу с пятнами краски на спине. Совсем не потому, что местные жители таким образом стремятся украсить пернатых.

- Чтобы не перепутать, – охотно объясняют они. – Курицу, конечно, можно и «в лицо» запомнить, но когда их у тебя много, легче цветом выделить. У одних с синими пятнами – крыльцо красили, осталось немного краски. У других с желтыми, зелеными. Так и отличаем.

У многих народов существовали знаки родовой или племенной принадлежности: печати, клейма, тавра или тамги. Кстати, слово «таможня» произошло именно от тюркского «тамга» – «клеймо», которое ставилось в качестве знака собственности на скот и предметы, представляющие особую ценность. Тамга могла обозначать не только принадлежность скота или имущества отдельному владельцу, но и принадлежность его к определенному роду. Помимо всего прочего тамги как знаки отдельных лиц служили и для «рукоприкладства», то есть подписи.

Так как же выглядят тамги? Конечно, адыгские отличаются от бурятских, казахские от башкирских. Но все они изначально несут в себе упрощенное изображение предметов, явлений, окружающих человека, – солнца, луны, плуга, рыбы, змеи. Естественно, рисунки были небольшими, схематичными. Что соответствовало их назначению как выжигаемых на коже животных простых и четких меток. Изображать принято было лишь контуры, самые общие очертания. Излишней детализации всячески избегали, поскольку понимали, что дополнения могут потребоваться в дальнейшем при разделе больших семей. Подрос сын, завел свою семью и вписал внутрь родительской тамги, например круга, символизирующего солнце, черточку или точку. Вот уже и новый знак, по которому можно определить генеалогию. Усложнения тамговых символов не допускали еще и потому, что оно вело к изготовлению слишком сложных металлических форм клейм, вызывавших долго не заживавшие следы на животных, порчу их кожи или рогов и копыт, если тамгу ставили на них.

У адыгейцев, кабардинцев, абазинцев, карачаевцев, ногайцев, армян по тамгам можно было определить сословную принадлежность и этническое происхождение некоторых фамилий. Были тамги знатных, привилегированных фамилий. Были маленькие гербы простонародья, не имеющего права на геральдические отличия. Но даже самые простенькие – графический код семьи.

Некоторые тамги, такие как солярные, зооморфные, дошли до нас из глубокой древности. Так, некоторые бурятские племена считали, что предками их были птицы: лебеди, гуси, орлы. Потому устраивали пернатым весной встречу, а осенью – проводы. Естественно, что нередко встречаются у бурят и тамги, содержащие изображения птичьих лапок. Есть знаки, появившиеся после знакомства с другими народами. Например, бурятская же тульхюур тамга (ключ от замка) возникла после знакомства с русскими, во время завоевания ими Сибири. Ведь до той поры местному населению и в голову не приходило защищать свое имущество от чужих притязаний. Воровать было как-то не принято, но, если уж случалось подобное, сурово каралось по всей строгости норм обычного права. Даже нечаянная находка утерянной вещи без широкого обнародования приравнивалась к воровству и наказывалась. Потому буряты никаких замков и запоров не использовали. Надобности не было. Но с приходом чужеземцев замки появились. На тамгах того периода начинают появляться их элементы. Например, ключ. Есть тамги, обязанные своим рождением значимым фактам и понятиям совсем уж недавнего прошлого, например, содержащие советскую государственную символику, монограммы вроде КЧ (колхоз Чапаева) или ККМ (колхоз Карла Маркса).

Так что при желании по этим маленьким, невыразительным на первый взгляд знакам можно проследить историю целых народов. И чем древнее будут изучаемые знаки, тем больше между ними будет сходства.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram