Над крупнейшим в постсоветском пространстве предприятием по строительству авиадвигателей «Мотор Сич» 9 Мая развевался алый стяг Победы. Запорожье – это вам не Львов. Президента, председателя Совета директоров
ОАО «Мотор Сич» Вячеслава БОГУСЛАЕВА не зря называют «самым пророссийским депутатом Верховной Рады Украины».
«Мотор Сич» в прибыли
– Прошлый год мы закончили с хорошей прибылью, оборот почти 700 миллионов долларов. На российский рынок приходится 30% из реализованной продукции, 10% – собственно украинское потребление, остальное – страны третьего мира. На вертолетную программу падает 40% из этих 700 миллионов, 12% – на наземную технику (электростанции, газоперекачка, товары народного потребления и т.д.). И почти половина – беспилотные средства и самолеты.
Какие у нас были проблемы последние два года? Как и в России, главное – это технологии. К сожалению, в странах СНГ полностью развалены станкостроение и инструментальная промышленность. И если мы не поднимем этот сектор промышленности на должный уровень, как было в советское время, то все заработанные деньги опять будем отдавать за границу – покупать оборудование в Европе, Южной Корее, на Тайване и в Японии.
Но мы у себя наладили производство станков своими силами. Организуем капитальный ремонт с техническим перевооружением. Только системы управления ставим импортные – «Сименс». Получается втрое дешевле, чем импортировать всю линейку оборудования.
Каждую минуту в 110 странах у нас летает 12 тысяч двигателей. Создавали эти двигатели мы вместе: «Климов», предприятие «Мотор Сич», пермский, уфимский, омский, казанский заводы. Я могу еще 20 назвать, которые участвовали. Жаропрочные материалы, устойчивые к коррозии, получали в Москве из института ВИЛС. Мы не покупаем материалы за границей. Не спорю, кое-где, конечно, отстали. Скажем, провода покупаем пока во Франции, разъемы различные. Но догоним. Все равно поднимется и этот сектор экономики.
Двигатели есть – вертолетов нет
Есть проблема – не развивается вертолетная и самолетная техника в России и Украине. Практически ничего нового. Приходится нам, мотористам, приспосабливаться под эти модернизированные «летающие объекты». По среднетяжелому вертолету типа Ми-17, Ка‑32 и боевому Ка-52 мы сделали новый двигатель 5‑го поколения, но опять в разрезе уже существующего типа. Это класс вертолетов, где мы занимаем доминирующее в мире положение. Двигатель 5-го поколения ТВ3‑1‑17СБМ-1В прошел госиспытания в Гатчине, под Санкт-Петербургом, на родине российской авиации. В Гатчине поднимали первый самолет, там же была первая авиационная школа в России. И там есть замечательный ремонтный завод Министерства обороны, где мы наладили производство этого двигателя. Так получилось, что в последнее время ответственность за вертолетостроение взял на себя министр обороны России Анатолий Сердюков. Минобороны диктует высокую планку требований к сегодняшним и будущим вертолетам. Нам выделяют специальный военный вертолет типа Ми‑8 или Ми-24. Через 2 месяца поставим на него двигатели и будем испытывать в Торжке.
Я встретился с представителями госкомиссии, наметили программу работы над ресурсом этого двигателя. Заявленный – 2 тысячи часов до ремонта. Мы дали 4 тысячи часов. А в мире есть двигатели с ресурсом 6 тысяч часов до ремонта. И вот нам предстоит защитить на новом двигателе ресурс 6 тысяч часов. Работаем с российскими создателями «мозгов» для двигателей – делаем первый FADEC. Это электронная система управления с полной ответственностью. FADEC – аббревиатура западная. Проще говоря, летчик нажимает кнопку, и вертолет летит дальше сам. И в случае гибели пилота вертолет должен прилететь назад. Пока эту систему делает Пермь, генеральный конструктор Дудкин. 30 июня поставим ее на испытание.
В мире нет ни одного двухдвигательного вертолета, чтобы летел на одном двигателе 600 км. Более того, при температуре окружающего воздуха +52° ни один вертолет в мире не летает. А наш летает. Не зря Минобороны США заказало для своих войск в Афганистане не свои Puma, а Ми-171, Ми-172. Командующий войсками в Афганистане сейчас передвигается только российскими вертолетами – в любую жару может сесть и полететь. С шумом и пылью. А пыль там зловредная: с твердыми частицами опасна для двигателя, потому что он изнашивается, но есть пыль, как пудра. Эта пудра забивает двигатель. Но наш работает, и вертолет летит.
Богуслаев против ВТО
– Вам рассказывают, как хорошо быть в ВТО. Должен сказать, что, кроме «баланды», там ничего нет. Наши страны раскрыли границы – пришла дешевая китайская продукция. Мы погубили легкую, автомобильную промышленности в Украине. Сборочные автомобильные предприятия – это далеко не автопром. Это «отверточные» технологии. Мы перестали готовить специалистов по профессии «Автомобильный дизайн». Была «Таврия», и ту сняли в этом году окончательно. На замену пришел китайский Chery – самого низкого качества дешевый автомобиль. Но у нас он подается под другим соусом и вдвое дороже.
Скелеты в шкафу «Вертолетов России»
– Холдинг «Вертолеты России» заключил контракт для установки на вертолет Ка-62 «Касатка» двигателей французской компании Turbomeca. Но есть хороший российский двигатель РД-600, его делает Рыбинск, до того – «Салют». У «Салюта» забрали в Рыбинск оснастку, считая, что там будет лучше, чем в Москве. В итоге его вообще никто не делает, никто им не занимается. Дитя семи нянек без глаза, без воды, без пищи. Он стоит сегодня на Ка-62, его просто довести надо, это замечательный двигатель. Вы сами понимаете, сделать ребенка нетрудно, воспитать ребенка очень сложно, не у всех получается. Но из бюджета уже взяли деньги, двигатель имеет сертификат. Кто сегодня выделит средства на доводку сертифицированного двигателя? На новый – пожалуйста, бюджет открыт. Справедливо скажут: «Деньги скушали – ставьте на вертолет!»
Есть еще один двигатель MC‑14, раньше звучал как ВК-1500. Мы вместе с заводом Климова его сделали под этот вертолет. У него немного хуже топливная эффективность, потому что он 10-летней давности. Но если б его тогда поставили – он бы летал, принес бы много пользы, оправдал бы эти французские двигатели в два раза. Но не поставили, потому что производителем был «Мотор Сич». Получается, лучше дороже во Франции взять, чем в Украине. Но мы работаем сейчас над уникальным двигателем этого класса на 1500 л.с. Будут последовательно стоять две ступени центробежного компрессора. Такого нет ни у кого. У нас на «Мотор Сич» «ноль» бюджетного финансирования, сделаем инициативно к следующему году.
Что такое 300 двигателей Тurbomeca? Цена каждого из этих двигателей – почти миллион евро. Вы представляете, сколько будет распилено? Все деньги из российского бюджета. В контракте написано: «На создание, производство и продажу». А создание – это НИОКР. По законам России, НИОКР можно заказывать где угодно. Это прямая законная статья отправки денег из российского бюджета за границу. Поэтому и деньги здесь немалые. Миллион на 300 двигателей умножьте, затем приплюсуйте НИОКР, потому что его надо еще адаптировать под вертолет.
Мы встречались с Сергеем Михеевым, генеральным конструктором фирмы «Камов». Доложили ему, что прошли госиспытания по 5-му поколению. Рассказываем – появился режим, «продолжительная взлетная мощность». На взлетной мощности можем летать час, а не 2,5 минуты, как сейчас. Для вертолетов морской авиации это очень важно – отлетел от палубы и вдруг вышел из строя один двигатель. Что делать? Садиться некуда, только тонуть. А на этом двигателе машина вернется на палубу. Такой режим очень важен для работ на шельфе, в море, на кораблях – долететь 600 км или вернуться назад. Единственный двигатель, на котором это все можно сделать, – тот, который мы сдали единой государственной комиссии. Михеев рассказал о своих работах, фирма «Камов» как раз занимается модернизацией палубного вертолета. Но ни о чем не договорились – все на согласовательном уровне. Потому что фирма «Камов» входит в «Вертолеты России», где определенный менеджмент. Легенды уходят, менеджмент приходит. С теми, кто остался, никто не считается, а менеджеры благополучно управляют. Но мы все равно идем дальше по развитию вертолетного двигателя 5-го поколения, к 5 «плюс».
Богуслаев за Таможенный союз
– Запишите крупно, заголовком: «Богуслаев за вступление Украины в Таможенный союз». Об этом знают все. Меня называют «оголтелым пророссийским депутатом». Но Украина пять лет живет на заемные деньги, потому что не поднимает свою промышленность. Если бы Россия давала деньги или товарный кредит, то мы бы давно были в Таможенном союзе. Но так как просим деньги на Западе, должны не «гавкать», а «лизать». А как вы хотели? Мы не должны быть в Европе и никогда там не будем. Это чуждо для народов Украины. По экономике, по стандартам жизни, по менталитету мы разные. Какая Европа? Но это уже большая политика, я говорю об экономике.
Досье «АН»
Богуслаев В.А. – профессиональный авиадвигателестроитель. И самый успешный бизнесмен из Украины и России в этой области. Политик, никогда не скрывавший позицию, что Россия и Украина должны развиваться и жить в тесном сотрудничестве и взаимовыгодной интеграции. Он уверен, что, только собрав силы в единый кулак, наши страны составят серьезную конкуренцию «старым демократиям» и «азиатским тиграм» на мировых рынках высокотехнологической продукции.
Наслоений в отношениях России и Украины, особенно в энергетическом секторе экономики, накопилось за последнее десятилетие предостаточно со времен Юлии Тимошенко, когда она командовала едиными энергосистемами Украины. Распутать этот клубок не дает ни та, ни другая сторона, в энергетических вопросах замешаны интересы очень многих людей. Вы думаете, что продаете свой газ, и я думаю, что мы покупаем российский газ. На совещании в правительстве России услышал – «в Украине воруют российский газ». На что российский министр ответил, «это не украинцы воруют газ, это наши в Украине воруют газ». Кто его добывает, кто транспортирует, кто продает, кто делит, какие квоты, сколько продать можно, сколько потребить – никто никогда не разберется. Украина добывает 31 миллиард кубометров газа. Потребляет 52 миллиарда Зачем мы покупаем у вас 90? Это как в том анекдоте, когда пришла учительница пьяная и говорит: «Будем решать задачу: вчера две молодые учительницы выпили бутылку водки. Записали? Потом еще бутылку. Вопрос: зачем они покупали третью бутылку вина?» Так и здесь.
Поэтому, конечно, нужен Таможенный союз. И интересы всех групп, и российских, и украинских, и международных, растворятся в деле. «Оранжевые» боялись Таможенного союза. При них мы создали «Союз голых и нищих» с Грузией и с прибалтами, потом «Союз голых и нищих Черноморского бассейна». Сегодня все из этих союзов вышли.
Я хочу поблагодарить прессу за поддержку самолето- и вертолетостроения России и моторостроения, в частности. Если бы не было такой поддержки, то давно бы здесь царили Turbomeca, Rolls-Royce, General Electric и т.д. Слава богу, есть общественное мнение. А мы, там, на периферии, воюем, мы на передовой. У нас не все так просто. Иногда бывают антироссийские выступления. Националисты, интегральный национальный украинский продукт, существуют с 30-х годов. Мы с ними пока успешно боремся. Уверен, границы будут стерты, таможни будут едины. Таможня не как инструмент шмонания, а как инструмент развития.