Говорят, что птице этой положено куковать до Петрова дня (12 июля). И если исполнять свои незамысловатые трели она заканчивает так, как предписано, то и зима начинается вместе с Рождественским постом. Если же птичка умолкает заранее, то и седая проказница является рано. Если же кукует и после Петрова дня, метели придут с запозданием.
Неслучайно птицу эту славяне считали загадочной, таинственной. Она знает, сколько человеку жить отпущено. А юным девушкам, которых этот вопрос до поры до времени не интересует, может рассказать, сколько осталось до замужества. Кстати, у самой пернатой дело с этим обстоит неважно. Поговаривают, что сам Господь оставил ее без гнезда за то, что свила она его на Благовещение. А ведь было же сказано: «На Благовещенье птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет».
По поверьям, у кукушки не бывает пары. Одни говорят, что самец покинул ее во время Всемирного потопа, другие – она его просто сжила со света. Потому спариваться ей приходится с ястребом, петухом или удодом. Славяне считали, что даже просто увидеть кукушку – не к добру. Встреча с птицей, как и ее кукование на крыше дома, – к скорому уходу из жизни близкого человека. Так что предки наши кукушек прогоняли, но убивать или причинять им зло боялись.
Белорусы, собираясь в лес, клали в карман несколько монеток. Они считали, что если первый раз в году слышишь кукушку, а в кармане шаром покати, весь год в бедности проживешь. Другое дело, если на кукование ответить звоном монет. Достаток на ближайший год гарантирован. По той же причине не рекомендовалось ходить в лес на пустой желудок.
Можно было бы предположить, что славяне ошибались и кукушка на самом-то деле самая обыкновенная птичка. Только вот древние индусы тоже спрашивали у нее, кому и сколько жить осталось. У германцев она служила громовержцу Тору, а у греков в нее превращался сам Зевс.