В современном обществе все социальные роли перемешаны. Веками создаваемые различными культурами образы мужчин-защитников и женщин-хранительниц многим кажутся теперь неактуальными клише. Многим, да не всем! Остались еще романтики и мечтатели, желающие вырваться из замкнутого круга обыденности. Они придумывают свой собственный мир, наполненный любовью, верностью и страстью. И воспевают его в песнях.
Еще 15–20 лет назад баллады о прекрасных дамах и доблестных рыцарях слагали в основном скандинавские и британские поэты и музыканты. Сейчас эта тематика становится все более популярной и у российских авторов. В итоге на свет появляются музыкальные композиции, где на первом месте человеческие эмоции и чувства. В специфике русского фольклорного песенного мира «НА» помог разобраться этнограф Дмитрий Русин, автор исследования с мудреным названием «Гендерные стереотипы в русском фолк-роке».
– Возросшая популярность фолк-команд в России объясняется тоской по романтике. Наши будни слишком прозаичны. Поэтому молодежь, и не только она, находит спасение в сакральных выдуманных мирах, – полагает Дмитрий Русин. И действительно, политические пертурбации, экономические потрясения и острые социальные вопросы, так волновавшие молодых в конце 80-х – начале 90-х, у современных пятнадцати-двадцатилетних вызывают лишь скуку. Вместо Солженицына и Аксенова – Толкиен и Роулинг, взамен «протестного» бунтарского рока времен «Алисы» и «Гражданской обороны» – сказочные баллады «Мельницы» и «Тролль Гнет Ель». Как и большинство музыкальных направлений, фолк-рок зародился на Западе. Придя в нашу страну, он прошел «адаптацию» к российским условиям: к протяжным кельтским переливам добавились раздольные русские напевы, волшебника Мерлина сменила княгиня Ольга. Но главное новшество, привнесенное в копилку мировой музыки российскими коллективами, – возвращение к традиционным гендерным ролям!
Ждала меня,как Ярославна…
В скандинавских фолк-рок-балладах женщины чаще всего предстают в облике воительниц. На востоке популярен образ Гурии, услады воина-победителя. Героини современного русского фольклора чаще всего примеряют на себя одну из двух ролей. Во-первых, верной жены, безропотно ожидающей возвращения своего Мужчины с ратных подвигов:
Как вода,
Что заветных озер не покинет брегов,
Буду ждать,
Буду верить и теплить огонь маяков («Календарь»).
Во-вторых, коварной обольстительницы, колдуньи, перед которой не могут устоять ни безусый юнец, ни древний старик:
«Ольга, Ольга!» – вопили древляне
С волосами желтыми, как мед,
Выцарапывая в раскаленной бане
Окровавленными ногтями ход
(«Мельница»).
Воин или странник?
Мужчины в русском фолк-роке – образец мужественности, преданности своему делу, защитники родной земли и любимых женщин.
– Чаще всего в песнях воины сражаются за некий абстрактный народ, а не конкретное государство, – рассказывает Дмитрий Русин. – Но иногда сюжет строится на исторических фактах, заимствованных из времен Древней Руси.
Воины схлестываются с драконами, вражескими полчищами, оборотнями и неизменно побеждают. Редко образ врага определен четко: это некий собирательный злодей, чаще всего фантазийный.
Еще одно популярное амплуа – странствующий философ, путешественник, загадочный и неподвластный никому. В поисках своего «Я» или некоего идеала он бродит по свету, смущая женские умы и сердца.
Насколько случайно или, наоборот, закономерно распределение ролей в фолк-рок-песнях? Что это – дань моде, тоска по сильному плечу (большинство авторов текстов – девушки) или проявление ментальной народной памяти? В России это направление слишком молодо, чтобы делать однозначные выводы. Но армия поклонников групп «Мельница» «Календарь», «Тролль Гнет Ель» и подобных им коллективов растет с каждым годом. Добро пожаловать в сказку!