«Аргументы неделi» внимательно следят за непростой судьбой бывшего члена Совета Федерации России от Башкортостана Игоря Изместьева. Наша газета подробно рассказывала о нем в статьях «Черный передел» в №52 от 25.12.2008 г. и «Заложник» в №49 от 10.12.2009 года. Сегодня мы снова хотим вернуться к рассказу об этом человеке, но уже совсем по другому поводу. На днях Игорю Изместьеву исполняется 44 года. Самое время поговорить о том, почему так много людей несмотря ни на что искренне ему благодарны.
Своя дорога
Игорь Изместьев родился 28 января 1966 года в башкирском городе Салават. Он не был «мажором». У него не было ни папы-министра, ни мамы - директора гастронома. По жизни его вели не деньги и связи родни, а только собственные настырность и целеустремленность. А еще фантастическая трудоспособность и собственные понятия о чести, которым он следовал с самого детства. От долгов не бегал, от трудностей не прятался.
Закончил школу с золотой медалью. После выпускных экзаменов подал документы в самый престижный в Башкирии вуз - Уфимский авиационный институт. И без всякой помощи со стороны прошел конкурс с первого раза.
То, что Игорь Изместьев сделал после окончания вуза, удивило многих. Перед ним открывались прекрасные перспективы работы по специальности. А он сам пошел в военкомат. Оказалось, что понятие «воинский долг» для перспективного выпускника - вовсе не пустой звук.
Отслужил свои два года на Амуре на военном аэродроме. И вместе с жизненным опытом привез оттуда кучу грамот и благодарностей от командования.
После армии Игорь окунулся в бурлящую жизнь последних дней Советского Союза. У всех на устах было слово «бизнес», в который россияне ринулись, как в омут, с головой. Нельзя сказать, что Изместьев отличался какой-то особенной коммерческой жилкой. Скорее ответственностью и твердостью в сочетании с доброжелательностью и умением находить с людьми общий язык. Даже когда посыпался Советский Союз и со всех сторон раздавался клич «Обогащайся!», Игорь Изместьев не кинулся в мутные волны бизнеса, а продолжал идти своей дорогой. В1990-1991 гг. работал инженером-электронщиком АО «Башнефть», инженером электронной техники НП «Восток-сервис», потом стал коммерческим директором торгового дома «Уфа». То есть поднимался спокойно, с достоинством, шагать по трупам считал унизительным для самого себя.
После 1991 г. Изместьев все же решил, что достаточно набрался опыта и пришло время входить в серьезный бизнес. А что может быть серьезней нефти? Вскоре он стал исполняющим обязанности заместителя начальника отдела внешнеэкономических связей Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода. Нельзя сказать, что должность «заоблачная», но главное было начать. На этом месте Изместьев проработал два года. Вскоре ему стало тесно в родной Башкирии. Но, уезжая в столицу, он вовсе не собирался терять связи с малой родиной. Он просто расширял бизнес.
Делай добро...
Акционерное общество «Корус холдинг», которое открыл Изместьев в Москве, очень быстро стало успешным предприятием. Тесные связи с башкирской нефтянкой, помноженные на упорство, трудолюбие и все то же умение ладить с людьми сделали Игоря Изместьева богатым человеком. Успехи на коммерческом поприще вывели его и на политическую арену. С 2000-го - помощник председателя Госсобрания Башкортостана. С 21 декабря 2001 г. - представитель в Совете Федерации от Курултая Республики Башкортостан.
Что обычно делают люди, дорвавшись до денег? Правильно - усердно строят коммунизм для самих себя, любимых, а вокруг хоть трава не расти. Игорь Изместьев думал иначе. Он считал, что если ты успешен, если у тебя есть деньги, - ими надо делиться. Не просто отстегивать тем, кто выше. А именно помогать тем, кому трудно.
Делай добро и бросай его в воду, оно само к тебе вернется, говорил мудрый царь Соломон. Именно так и поступал Изместьев.
Отношение к простым людям всегда отличало его от других коллег по бизнесу. Сотрудники «Коруса» утверждают, что несмотря ни на какой кризис, в их холдинге никто не был уволен. Для «хладнокровного и жесткого бизнесмена» Изместьева выгнать человека на улицу было противоестественным. Он считал себя ответственным за каждого своего работника.
Игорь Изместьев - человек искренне верующий. Он много помогал Русской православной церкви. На своей малой родине в Башкирии он активно участвовал в восстановлении и реконструкции церквей и храмов Уфимской епархии. За благие деяния он получил благодарность и благословение от архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона. А матушка Матрена из Свято-Сергиевского кафедрального собора, которому Изместьев оказал большую помощь, до сих пор возносит за него молитвы.
Перебравшись в Москву, Изместьев продолжил помогать церкви. Он перевел значительную сумму на строительство храма Христа Спасителя. На память об этом на мраморной доске главного храма России золотыми буквами выбиты слова «Семья Изместьевых». А сам Игорь был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского. А когда священнослужители из Сергиева Посада задумали восстанавливать обветшавшую Сергиево-Печорскую лавру, он откликнулся на призыв о помощи одним из первых. Когда пытались выяснить сумму пожертвования, Изместьев неизменно отвечал: «Эти подробности никому не нужны, я в налоговой декларации по личным расходам не отчитываюсь».
Известный священнослужитель Московской епархии протоиерей Алексей Зотов говорит, что в востановленной лавре чтут мецената Изместьева и молятся о его здоровье и благополучии. Узнав о готовящемся материале, он просил от лица священнослужителей Сергиево-Печорской лавры передать Игорю Изместьеву поздравления с днем рождения и пожелания крепости духа и терпения.
В 2005 г. Изместьев вошел в попечительский совет Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского. И это тоже признание его заслуг перед церковью.
Недоброжелатели скажут, мол, грехи замаливает. А что тогда заставляло сенатора и бизнесмена помогать простым людям? Причем безо всякой помпы, никак не афишируя свою помощь?
...и не жди награды
Об одном таком случае нам рассказал москвич Михаил Луконин. Лет пять назад его поразила болезнь психосоматического свойства. Михаил начал стремительно терять вес. Никакие ухищрения не помогали, парень на глазах превращался в полуживой скелет. В конце концов, от него отказались все врачи. Михаил умирал. В единственной клинике в России, где могли бы помочь, цена лечения была запредельной для семьи Лукониных. Друг Михаила в то время работал в команде Игоря Изместьева, причем далеко не на самой высокой должности. Однажды, когда дела Михаила стали совсем плохи, мрачное настроение его друга заметил Изместьев. И чуть ли не силой заставил его рассказать о проблемах. Узнав о беде, он тут же предложил оплатить лечение. И даже рассердился, когда услышал, что Луконины вряд ли смогут вернуть долг. «Я знаю, что такое семья. Говорите, куда перевести деньги». Через пять месяцев после полной реабилитации Михаил был здоров.
«Я пытался встретиться с ним, - рассказывает Михаил, - чтобы поблагодарить. Но так и не успел. Он подарил мне второй день рождения. Совершенно бескорыстно. Я ведь ничем, кроме искреннего «спасибо», ему отплатить не мог. Теперь он сам в беде. Помочь ему я не в силах, но пытаюсь поддержать хотя бы его маму - ей сейчас тяжело. Мы не верим ни единому слову, что пишут про него в газетах. Его поступки говорят совсем о другом. Держитесь, Игорь Владимирович. Надеемся, следующий день рождения вы справите с нами...» Те же слова говорит Марина Евсеева. Ее девятимесячную дочку тоже спас Игорь Изместьев, оплатив операцию по пересадке костного мозга. Когда малышке оставалось жить две недели, отчаявшейся матери кто-то посоветовал обратиться к нему. Он молча выслушал женщину и задал только один вопрос: «Это поможет?» Через несколько дней деньги поступили на счет немецкой клиники. «Я хочу поздравить его с днем рождения, - говорит Марина. - Пусть все у него будет хорошо, а нынешние неприятности забудутся, как сон. Он это заслужил!»
К поздравлениям присоединяется хозяйка художественной галереи Алла, которой Изместьев тоже бескорыстно помог в трудную для нее минуту. «Хочу пожелать ему сил выдержать невзгоды. Хотя он и так сильный человек!»
Близкие люди из окружения Игоря Изместьева утверждают, что таких случаев было много. Но Игорь очень не любил о них рассказывать. Благотворительность и меценатство он всегда считал делом интимным, не терпящим огласки.
Бывший бизнесмен, бывший сенатор от Башкирии Игорь Изместьев предпочитал «делать добро и бросать его в воду», когда был в силе. Сейчас, в трудную для него минуту, он ждет, когда это добро к нему вернется. Ведь мудрец Соломон не мог обмануть...