Аргументы Недели → Общество № 52(190) от 30.12.2009

Искусство в эпоху терроризма и эгоцентризма

, 13:45 , Писатель, критик, драматург

Наш собеседник - автор и ведущий теле- и радиопрограммы «Мой серебряный шар», главный редактор «Радио России-Культура» Виталий Яковлевич Вульф.

На днях Виталий Яковлевич приступил и к участию в управлении телеканалом «Культура» (он назначен первым заместителем). Обычно люди с годами работают все меньше, а у Виталия Яковлевича получается наоборот.

Театр уходит?

 - Я знаю, Виталий Яковлевич, что вы сторонник культурной памяти, для вас культура без памяти невозможна, наступает варварство. Чем по этой части вас обрадовал или огорчил уходящий 2009 год?

- Самое большое мое огорчение - это то, что искусство, культура на моих глазах как-то медленно сходят с авансцены общественной жизни. Театр не имеет уже того значения, как раньше, во времена моей молодости. Сейчас он упорно превращается в часть шоу-бизнеса. Если самый модный спектакль в МХТ сегодня - «Примадонны», с переодетыми в женщин Дюжевым и Трухиным, разве это не так?

Есть и другие примеры. На спектакле «Дядя Ваня» режиссера Римаса Туминаса в театре имени Вахтангова аншлаг, и на «Дяде Ване» Кончаловского в театре имени Моссовета - тоже, я сейчас говорю не о качестве исполнения, а о том, что, значит, есть интерес и к этой пьесе, и к новым ее трактовкам.

Театральная жизнь вот и колеблется между этими двумя течениями - развлекательностью и тоской по высокой культуре. Высокой литературе. Высокому театру. Это колебание в 2009 году было очень заметно, а больших событий, настоящих побед было мало. Сегодня я узнаю, что талантливые актеры отказываются от крупных ролей в театре из-за работы в кино, и не только из-за этого. Способнейший актер Даниил Спиваковский (театр имени Маяковского) отказался от роли Тузенбаха в «Трех сестрах». Почему? А потому что пьеса называется не «Тузенбах», а «Три сестры».

- То есть многие актеры, получающие свой глоток славы, уже хотят все время быть на авансцене, им тесно в ансамбле?

- Да, а для исполнения классических пьес обязательно нужен именно ансамбль. Я изредка хожу на антрепризные спектакли, и мне все время нужна воля, чтоб это выдержать. Потрясающая актриса - Татьяна Васильева! Но ее работы в антрепризах это часто такое шаляй-валяй, без режиссуры, без качественного литературного материала. Многие дарования ушли в кино, в телешоу, потому что жизнь стала определяться новыми ценностями, и главная из них - деньги.

В России патриотизма нет

В этом году я много читала о Большом театре, не о творческих проблемах, а о ремонте, о скандалах, о кадровых перестановках... Большой театр - громкое имя, бренд, но определяет ли он в самом деле «погоду в мире» и даже «погоду в доме»? Не становится ли он в творческом отношении второстепенным театром?

- Нет, позволю себе с вами не согласиться. Оперу я знаю хуже и не могу судить, но балетная труппа Большого - одна из сильнейших в мире.

Очень хороши молодые танцовщики. Пример тому - сенсационный успех «Спартака» Григоровича на гастролях в Испании. «Спартак» идет 40 лет, и на него всегда аншлаг, сегодня в нем танцуют молодые люди 23-24 лет - великолепно! Павел Дмитриченко, Александр Волчков, Иван Васильев - это блеск. Балетов такого класса на Западе нет, там мода на одноактные балеты, уложенные в 15-20 минут. Такие балеты ставил и Алексей Ратманский, которого обожала балетная критика и писала о нем как о Бежаре. А труппа его не любила. А Григорович, которого критика не жаловала, тем временем вытаскивал из кордебалета молодых танцовщиков, которые канделябры носили, делал с ними партии, и они становились открытием Большого!

Ни один человек не выслушал о себе столько гадостей, сколько Григорович, и что? Его авторитет в профессиональной среде огромен. Леонид Десятников, нынешний музыкальный руководитель Большого, сказал как-то, что Большой театр должен стать таким, как все, и я с ним согласиться не могу. Это ошибка. Большой театр не такой, как все, и таким, как все, быть не должен.

- Я не хотела никак обижать балет Большого, но как зритель вижу, что если ходят «на имена» в балете, то в опере этого нет. И, например, рядом существующий Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, по-моему, работает куда интереснее Большого. Но о «Стасике» всерьез почему-то не принято говорить - опять предрассудки, предубеждения! И театральная критика совсем перестала открывать таланты, а занимается раздачей оценок с прокурорским видом...

- А вы заметьте, что в России ведь нет патриотизма. Он есть в Америке, он есть во Франции, в Италии, в Испании, да много где. В России его нет. Тут главное - лягать своих и получать от этого удовольствие. Эта «школа злословия» распространилась массово, и чем талантливее человек - тем сильнее его травят. Довольно трудно жить этой горстке людей, которые еще что-то могут, - ставить спектакли, играть на сцене.

- И, например, некоторые виды творческой деятельности вообще исчезают. Героини в театре где?

- Они исчезли! Как будто улетели куда-то!

- А ведь могли развиться в хороших руках и Чулпан Хаматова, и Ольга Дроздова...

- Да, что-то не получилось, но ведь еще может получиться. Несмотря ни на что, дух старого «Современника» остался, Галина Волчек хочет привить его и молодым.

Пора менять школу

- Где же взять новых режиссеров для новых «cовременников»?

- Надо изменить театральную школу.

- А, вот где корни проблемы!

- Конечно. Когда-то, например, Школа-студия МХАТ была школой номер один, из нее вышел почти весь «Современник», там были замечательные педагоги. Кто сегодня там преподает, я не знаю, но только ощущаю по разговорам, что никто туда особо не стремится попасть.

Время великих режиссеров - Любимова, Эфроса, Товстоногова - было и временем их обучавших великих педагогов, одного без другого не бывает! А потом нужна настоящая энергия. Я помню, как в течение 14 лет Ефремов каждый год создавал свой театр.

- А мне кажется, люди масштаба Олега Ефремова сегодня не пойдут в театральную режиссуру. В его время театр был страшно важным государственным делом, и он был страшно нужным государственным человеком. Он был на передовой! А сейчас стоят на обочине какие-то полузамершие театрально-подобные организмы, разве человек с темпераментом полководца туда пойдет? Как опять соблазнить волевых людей театром, непонятно!

 Таланты - всегда редкость

 - Тем более режиссерский талант - такая редкость во всем мире. Их и в Париже нет, великих режиссеров. За всю жизнь я видел в Лондоне только один великий спектакль - по русской классике, «Дачники» Горького. Кстати, на Западе в солидных театрах никто не переиначивает классических пьес, не искажает текст.

- Так если на афише стоит имя автора, то этого и нельзя делать, иначе потребитель вводится в заблуждение. Если внесены значительные изменения в пьесу, то следует это указать прямо в афише. Это у нас так глаз замылен, что бог весть что идет под именем Чехова или Островского.

- Марк Захаров в своем новом спектакле «Вишневый сад» указал, что это «по мотивам». Захаров - умный и талантливый человек, но у него есть такое качество - ему не хочется отстать от времени. Я ему все говорю, а он не соглашается, - от какого времени? От его шумных второсортных признаков? Кто делает это время? Мы сами. Мы делаем время. А он хочет соответствовать времени тем, что убирает из своего «Вишневого сада» роль Епиходова вообще.

У Кончаловского в спектакле «Дядя Ваня» очень интересно играет Домогаров доктора Астрова. А дядю Ваню играет Павел Деревянко, ему 33 года, и на сцене мальчик, который закидывает головку и машет ручками. Деревянко - талантливый и действительно современный актер. Но к этой роли он не имеет отношения...

Захаров и Кончаловский - заметные фигуры, имена, таланты. А сплошь и рядом идут спектакли очень самоуверенных людей без всяких признаков таланта. Вообще крайняя самоуверенность стала очень распространенным явлением в эпоху терроризма и эгоцентризма. Я так определяю нашу эпоху этими двумя словами. Агрессия и невероятный эгоцентризм...

- Что бы вы пожелали, Виталий Яковлевич, в новом году всем тем, кто любит искусство и всерьез им интересуется?

- Пожелаю в первую очередь избавиться от недоброжелательства, которое очень глубоко засело внутри общества. И еще - терпимости. В конце концов это искусство! Что ж из-за этого вызывать друг друга на дуэль и бить рапирами?

Мне бы хотелось, чтоб 2010 год стал более спокойным, более талантливым, чтобы родились новые имена. Чтобы мы могли назвать новых звезд в кино. В театре же не должно быть звезд, это понятие массовой культуры. А мы и без того погружены в массовую культуру. Вот и хочется освободиться от нее! Чтобы у нас была пусть и узкая, но своя дорожка к настоящей культуре! Она в России была всегда.

- Итак, больше талантов, больше событий, больше доброжелательности! И, как я люблю приговаривать, должен быть какой-то формат и для неформата!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram