Аргументы Недели → Общество № 50(188) от 17.12.2009

Их работа и опасна, и трудна

В Дагестане есть судьи, которые умеют защищать не только пострадавших

, 18:53

В последнее время новости, приходящие из горного Дагестана, сплошь состоят из криминальных сюжетов. К сожалению, такова пока жизнь республики, являющейся при этом надежным форпостом России на Южном Кавказе. Поэтому важнейшей проблемой многонационального региона остается укрепление правовой и судебной системы Дагестана. В горном крае нет недостатка в грамотных и квалифицированных специалистах. Однако их работа настолько трудна и опасна, что не каждый возьмет на себя смелость на судебном процессе встать на защиту потерпевшей стороны. Заслуженный юрист Республики Дагестан, в прошлом заместитель председателя Верховного суда Дагестана Ибрагим Ибрагимов этому нелегкому делу посвятил всю свою жизнь.

Наверное, поэтому недругов себе нажил предостаточно. Впрочем, Ибрагимова это обстоятельство не очень смущает. Смелый и принципиальный человек, если нужно, то может открыто выступить с критикой существующей в России судебной системы. При этом он вовсе не считает себя правозащитником, оставаясь большим начальником в судебном сообществе в сравнительно небольшой горной республике, где почти каждый знает друг друга. А вот к пострадавшей стороне в судебном процессе относится как-то не очень строго, не по-судейски.

- Проблемой защиты прав потерпевших, - рассказывает Ибрагим Ибрагимов, - я начал заниматься еще в 1998 году, когда защищал кандидатскую. С тех пор написал множество монографий и научных статей  на тему защиты жертв преступлений. Стою и сейчас на том, что пострадавшая сторона наравне с обвиняемой должна иметь персональную защиту. Ведь, как ни говори, а прокурор все-таки больше занят обвинением, нежели представлением в суде интересов пострадавшего.

Надо признать, что в судейской мантии вице-председатель Верховного суда республики ходил не всегда. Какое-то время пришлось потрудиться и на прокурорской ниве. Поэтому знает о прокурорской работе не понаслышке. А в суровом 1999 г. пришлось Ибрагимову и камуфляж армейский примерить на свои судейские плечи. В составе народных ополченцев он тогда участвовал в отражении атак боевиков из банды Басаева и Хаттаба, вторгшихся на территорию приграничного с Чечней родного судье Ботлихского района. И тогда он поступил нестандартно, отказавшись от ордена «Мужества», к которому был представлен руководством республики.

- Я и сейчас считаю, что поступил правильно, полагая, что нескромно получать высокую награду, защищая свою Родину. Это материнский наказ и долг джигита наконец. А если уж награждать, то всех, а не одного Ибрагимова.

- Сегодня главной нашей заботой, - подчеркивает Ибрагимов, - остается борьба с коррупцией и за чистоту кадров в правовой системе республики. К сожалению, проблем в этой части пока больше, чем успехов. Ну не имеет федеральный судья никакого морального права заниматься побочным, хотя и очень прибыльным бизнесом. Ведь в этом случае он уже не может выносить объективный вердикт. Может, это не очень скромно звучит, но я горжусь тем, что за 23 года работы в судебной системе не замарал своего честного судейского имени. Поэтому могу сказать всю правду любому, пусть даже очень большому начальнику. Правда, по этой причине не всем я угоден.

Истек срок полномочий председателя Верховного суда Дагестана. Сегодня на должность претендуют три кандидата. Они подали заявления, прошедшие предварительную квалификационную комиссию Верховного суда РФ, но будет ли кто-то из них утвержден Президентом России Дм. Медведевым? Честно говоря, есть сомнения. И очень жаль, что среди претендентов нет Ибрагима Ибрагимова. Интересно, почему?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram