Аргументы Недели → Общество 13+

Интернет продаст всё

, 09:44

Интернет продаст всё
Фото: pixabay.com

Активное развитие компьютерных и интернет-технологий уже затронуло практически все сферы жизни человека. Однако, те перспективы ближайшего будущего, которые уже открываются нам в настоящем, свидетельствуют о наступлении эры кибепространства. А предвестников глубокой интеграции технологий в повседневную жизнь человека легко заметить уже сегодня.

В данной статье речь пойдет об одном из новейших технологических решений, которое значительно облегчает жизнь всем участникам производства и конечным потребителям. Кроме того, оно абсолютно универсально, финансово доказало право на существование и дальнейшее развитие в США и Европе, реализовано  и в нашей стране. Речь пойдет о доступе к оригинальным музыкальным произведениям, напрямую, посредством интернет-сайтов, без посредников, дистрибьюторов и носителей.

Тем, кто близко знаком с музыкальным бизнесом в части дистрибуции продукции очевидны насущные проблемы. Растянутая цепочка реализации - от производителя (в данном случае правообладателя или лицензиата) до конечного покупателя - бьет по всем фронтам – от затраченного времени до расходов. Стоимость CD- или DVD-дисков едва ли покрывают затраты на их производство, транспортировку и хранение, содержание штата сотрудников задействованных в этих процессах. А проблема ограниченности рынков сбыта – больная тема как для производителя, так и для конечного потребителя. Зачастую возможность приобрести нишевую продукцию есть только в крупных городах, а в отдаленных малочисленных населенных пунктах страны в принципе существует дефицит подобных товаров. И в случае, когда стандартные инструменты для ведения бизнеса исчерпаны или не приносят существенных изменений, интернет-технологии способны полностью пересмотреть подход к самой организации процессов предприятия.

На практике и я столкнулся с описанными выше во время стажировки в компании ООО «Гранд-Рекордс», одной из крупнейших компаний на российском рекордс-рынке. Как подразделение холдинговой группы «Гранд», компания тесно сотрудничает и с другими дочерними предприятиями: по приобретению авторских прав на аудио-видео контент; оптовой продажи через сеть на носителях со складов по РФ и станах СНГ; продажи через крупнейшие торговые сети (Ашан, Метро, Реал и др.), заводами (в РФ и за рубежом) по изготовлению CD, DVD, MP3, прочих носителей. В качестве консультанта-советника заместителя генерального директора «Гранд-Рекордс», после ознакомления с функционированием рекордс-бизнеса, мною были представлены предложения по реформированию бизнес-процессов с целью сокращения расходов (Cost cutting) и оптимизации управления предприятий (Lean management).  В подготовленном бизнес-плане в качестве основного инструмента изменений мною была предусмотрена реорганизация работы группы компаний с поэтапным переходом на диджитализацию бизнес-процессов и выход на рынок розничных продаж контента через сайт.

В качестве примера для реализации продаж аудио- и видео-контента через сайт послужила идея, предложенная компанией Apple. В 2003 году она открыла собственный интернет-магазин - iTunes Store для распространения легальных цифровых копий музыкальных композиций. Для составления каталога звуковых дорожек (которых на момент запуска магазина было более 200 000) компания Apple подписала соглашение с пятью крупнейшими лейблами звукозаписи - Warner Music Group, EMI, Music Group International, Sony BMG Music Entertainment, Universal. Это было главным отличием iTunes Store от других сайтов с возможностью прослушивания и покупки композиций (AllOfMP3, Napster) в интернете – он стал первым легальным цифровым каталогом музыки. Наряду с покупкой целого музыкального альбома (за $9.99), сервис предлагал пользователю приобрести и отдельные треки – за $0.99. Это позволило iTunes Store продать первый миллион композиций всего лишь за первую неделю. За первый год количество загрузок перевалило за 70 миллионов, каталог увеличился до 700 000 композиций, а The New York Times назвал iTunes Store прорывом для музыкальной индустрии. Невозможно спорить с тем, что и iTunes Store трансформировал музыкальный рынок, а компания Apple в целом – совершила поистине революцию в сознании и практике взаимодействия цифрового мира с пользователем.

Безусловно, реалии российского сегмента интернет-технологий пока не получили такого же широкого развития, как в Европе и США. Есть ряд естественных причин, тормозящих развитие этой сферы, среди которых основными остаются слабое проникновение широкополосного доступа в Интернет на территории России, невысокая доля использования электронных платежных систем и дороговизна транзакционных издержек при микро-покупках физическими лицами. Но энтузиазм специалистов высокого уровня позволяет предполагать значительные изменения в обозримом будущем. На своем опыте, после частичной реализации предложенного мной плана реорганизации деятельности холдинга «Гранд-Рекордс», удалось заметить результаты изменений. В течение следующих 18-ти месяцев компания увеличила долю рынка в сегменте прямых продаж контента с 3% до 8,5%, нарастила выручку от прямых продаж аудио-визуального контента с 3,75 млн.руб. до 9,44 млн. руб., а также увеличила клиентскую базу в указанном сегменте на 37%.
    
Уверен, что система, выстроенная компанией Apple, рассчитанная на платежеспособных пользователей, окажет влияние на развитие цифрового рынка (в том числе и рынка цифровой дистрибуции) России. Уже сейчас мы наблюдаем огромный интерес и рост количества пользователей, и отдельного сегмента аудитории, заинтересованной в платных интернет-сервисах. Вкупе с развитием финансовых технологий и ростом объема платежей через Интернет, а также грядущим распространением и доступностью смартфонов и иных мобильных устройств, по прогнозам специалистов контентные рынки станут повсеместным явлением и основным каналом продаж для правообладателей.

В статье использованы материалы:

iTunes store: More than 1 million sold// Сnet -  May 5, 2003 - www.cnet.com/tech/home-entertainment/itunes-store-more-than-1-million-sold/

TECHNOLOGY; Apple Sells 70 Million Songs In First Year of ITunes Service // John Markoff//The New York Times - April 29, 2004 - www.nytimes.com/2004/04/29/business/technology-apple-sells-70-million-songs-in-first-year-of-itunes-service.html

Широкополосный бум перекрыл прогнозы// Виталий Солонин / CNews Analytics  - 2007 - russiansoft.cnews.ru/reviews/free/2007/articles/broadcast.shtml

Платежные и расчетные системы. Анализ и статистика// Выпуск 9. Платежная система России в 2007 году// Центральный банк Российской Федерации – Июль 2008 - docviewer.yandex.ru/view/0/?page=1&*=%2FG0coVYdbqdXw%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%3D%3D&lang=ru

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram