На портале «Работа в России» сегодня размещено около 50 тыс. вакансий врачей и более 18 тыс. – учителей, большинство из которых – в небольших городах и сельской местности. Проблему острой нехватки специалистов государство решает, заманивая новоиспечённых выпускников вузов жильём и «подъёмными» средствами.
Сегодня новоиспечённого специалиста, имеющего на руках диплом и заключившего договор с сельской больницей или школой, встречают не только «хлебом-солью». С 2010 г. в России действуют разного рода программы развития села. Внимание в них уделяется в том числе и привлечению молодёжи в деревни на постоянное место жительства. В частности, врачам и учителям, готовым работать в сельской местности, предлагаются льготы при получении жилья и единовременные выплаты на обустройство на новом месте. Финансирование обеспечивается из бюджетов всех уровней: федерального, регионального, местного. Поэтому региональные и местные «приманки» варьируются.
«Предоставление жилья, «подъёмные» – хорошие способы помочь «пустить корни», – рассуждает Юлия Оглоблина, председатель Российского союза сельской молодёжи. – Но работают они неодинаково в разных уголках нашей большой страны. Многое зависит от заинтересованности и возможностей власти на местах».
Разница в размахе, с которым регионы завлекают молодых специалистов в деревню, действительно заметна. Врачи, отправившиеся работать, например в сёла Приморского края,получат по миллиону рублей. Деньги выплачивают из Федерального фонда обязательного медицинского страхования и регионального бюджета. В Приамурье, в Благовещенском районе, сельским молодым педагогам, окончившим колледж, выделяют 15 тыс. руб. «подъёмных», а выпускниками вузов – 20 тыс. рублей. А вот в Туве на выплаты могут рассчитывать только педагоги наиболее дефицитных в регионе специальностей. Так, подъёмные в размере 200 тыс. руб. получат учителя биологии, химии, физики, информатики и иностранного языка. Преподаватели русского языка и литературы получат по 100 тыс. рублей.
Причин забыть про городскую суету и отправиться поближе к природе, казалось бы, немало. Но кое-что молодых специалистов всё-таки останавливает.
«Когда начались разговоры о привлечении молодёжи в деревню, я как раз заканчивала институт, – рассказывает Мария Чутина, выпускница Московского педагогического университета, которая могла и хотела бы преподавать иностранный язык деревенским школьникам, но в итоге применяет знания немецкого в одной из столичных компаний. Сначала мне это показалось заманчивым. Потом подумала: ну выплатят «подъёмные», сделаю ремонт. Деньги уйдут очень быстро. А ежемесячная зарплата-то всё равно маленькая…»
Ещё одна причина, по которой переезд в сёла считается в среде педагогов не слишком выгодным делом, – это небогатое финансирование сельских школ, от которого зависят и возможность повышения квалификации учителя, и условия работы. По словам Олега Сергеева, эксперта Всероссийского фонда образования, финансирование сегодня подушевое, то есть рассчитывается исходя из количества обучающихся детей. Их на селе не так-то много – как правило, не более пятнадцати человек в классе (порой бывает, что и во всей школе). А значит, возможности профессиональной самореализации, как ни крути, зачастую ограничены.
Информационный аргумент
При огромном желании властей заманивать молодёжь в деревню информационное обеспечение этих инициатив оставляет желать лучшего. Например, собеседница «АН» Анна Голубева, преподаватель музыки, очень удивилась, услышав про жильё и «подъёмные».
«Я бы поехала! – с уверенностью заявляет девушка. – И муж бы поехал впереди меня – работать сельским врачом. Он очень любит деревню и всё, что с ней связано. Только где про эту программу узнать?..»
Учительский дом – начало начал
Как известно, всё новое – хорошо забытое старое. Прибывшим работать в деревню из города врачам и учителям предоставляли жильё ещё в дореволюционное время. Причём чаще всего в том же здании, где им и предстояло работать. Сегодня в некоторых регионах возвращаются к этой практике. Пример тому – строительство специальных учительских домов в маленьких сельских населённых пунктах. В одной части такого здания живёт семья педагогов, в другой – учатся дети. Это новое решение позволяет убить сразу двух зайцев: и школу построить, и учителей жильём обеспечить.
Молодой учительнице Анастасии Миягашевой, живущей в селе Верхние Сиры в Хакасии, до работы далеко бежать не приходится. Её трёхкомнатная квартира со всеми удобствами находится в одном здании с малокомплектной начальной школой. Это третий учительский дом в республике, построенный в рамках одноимённого проекта, который реализуется с лета прошлого года. В таком доме есть всё для комфортного проживания: центральное отопление, горячая вода, новая мебель. Дети тоже довольны. В кабинете установлена интерактивная доска, на уроке можно пользоваться нетбуками, при школе есть небольшой спортзал, медкабинет, да ещё и ходить далеко не приходится.
«После окончания педучилища я год проработала в соседнем селе, – рассказывает А. Миягашева. – Потом администрация предложила мне переехать сюда, и я с радостью согласилась. Я сама из деревни, к сельской жизни готова, она меня не пугает. Тем более условия здесь замечательные!»
Сейчас «на попечении» Анастасии Миягашевой 13 учеников – с первого по четвёртый класс. В следующем году за парты сядут нынешние дошколята. Сколько их будет – пока непонятно. Как только стало известно об открытии школы, количество жителей на селе начало увеличиваться.