Аргументы Недели → Соцпакет № 36(378) от 19.09.2013

Заправлены в планшеты... учебники и карты

, 18:42

С 1 сентября вступил в силу новый закон об образовании. Среди прочего он предписывает применение в школах информационных технологий и создание библиотечных фондов с электронными изданиями. Большинство педагогов, учеников и их родителей положительно оценивают нововведение. Эксперты же считают, что полностью избавляться от бумажных книг пока рано.

Через тернии – к интерактивности

Портфель семилетней Алии из Тюменской области, по словам её родителей, иногда весит около семи килограммов. Ещё нужно носить пакет со сменной обувью. Договорились с соседкой по парте обходиться одним учебником на двоих, но учителя эту идею не одобрили. Поэтому, когда чиновники стали говорить о повсеместном внедрении учебников, которые будут весить в разы меньше, школьница и её родители очень обрадовались. «Поскорее бы и до нас прогресс дошёл. Пока нам приходится делать копии страниц, которые понадобятся на уроке, но это очень неудобно», – рассказывает мама Алии.

Несмотря на то что многие родители, судя по тематическим форумам, видят преимущество новшества в основном в уменьшении веса портфелей, разработчики уверяют, что это не главное достоинство. Новый учебник представляет собой оцифрованный учебный материал, который загружается на компьютерное устройство – планшет или электронную книгу. Сейчас такие пособия разработаны практически по всем дисциплинам, даже по изобразительному искусству и музыке. При этом переводом текстов и картинок в электронный вид дело не ограничивается. Учебник даст возможность знакомиться с аудио- и видеозаписями, проходить интерактивные тесты, мгновенно расшифровывать непонятные термины. Правда, как обходить возможные «подводные камни» при работе с такими пособиями, пока не знают даже эксперты.

«Предполагается, что дидактические качества учебника будут тем лучше, чем выше его мультимедийная насыщенность, – говорит заведующий отделом информационных систем и сетей Федерального института развития образования Виктор Тармин. – Однако потребность в интерактивной подаче материала снижается в зависимости от возраста ученика: так, в наибольшей степени она актуальна для начальной школы. Кроме того, чем больше мультимедийных возможностей, тем сложнее обеспечить процесс загрузки учебника в устройство».

«К преимуществам нововведения можно отнести возможность постоянно обновлять содержание, – считает Александр Прутченков, главный научный сотрудник института семьи и воспитания РАО. – Однако пока непонятно, кто будет гарантировать качество информации. Сомнения вызывает и готовность педагогов к использованию современных технологий. Далеко не все из них смогут быстро перестроиться. Наконец, ещё не выстроен механизм охраны авторских прав тех, кто будет создавать такие учебники. Сейчас лично я на месте авторов хорошенько подумал бы, прежде чем дать разрешение на использование своих материалов».

Слишком много вопросов

Переход на электронные учебники вызывает вопросы не только у экспертов. Например, родители школьников невольно задумываются о том, что нововведение может облегчить не только портфели детей, но и семейные бюджеты. Пока неизвестно, каким образом правительство планирует обеспечить всех учащихся электронными устройствами. Свежий закон об образовании гласит, что необходимые учебные пособия и технические средства обучения школам должно предоставить государство. В рамках эксперимента по апробации электронных книг все «пилотные» школы получали оборудование за счёт бюджета. Но неизвестно, распространится ли эта практика на всю страну – тем более что сама разработка учебников влетит государству в копеечку. По словам В. Тармина, стоимость создания электронного учебного пособия с учётом всех мультимедийных «заморочек» колеблется в диапазоне от 3 до 50 млн. рублей.

Проект тревожит и врачей-окулистов, считающих, что гаджеты очень сильно портят зрение. «Глаз работает на естественном контрасте освещения, – говорит калининградский офтальмолог Андрей Гришаев. –Белый мел, коричневая доска эту контрастность полностью обеспечивали. Если её нет (то есть ребёнок смотрит не на доску, а в электронную книгу), велик риск развития близорукости».

«Нужно тщательно следить за тем, чтобы электронные учебники не повлияли на остроту зрения ребёнка, – поддерживает коллегу Валерий Ганузин, врач-педиатр из Ярославля. – При чтении бумажных книг она падает уже к окончанию начальной школы. Поэтому гаджеты должны быть отличного качества».

Практический аргумент

В ряде регионов электронные учебники уже используются – пока, как правило, в дополнение к бумажным. Ни педагоги, ни родители на эксперимент пока не жалуются.

«Перед началом учебного года нам объявили о постепенном переходе на электронные учебники, – рассказывает Зульфия Своекошина,мама пятиклассницы из Ижевска. – Пока обучение по планшетам ограничивается уроками литературы: закачиваем в устройство необходимые книги. Непосредственно с гаджетами дети работают максимум 5–10 минут за урок».

«Некоторые дети уже носят на уроки свои планшеты, мы не возражаем, – рассказывает Ирина Виноградова, директор средней школы города Неи Костромской области. – Так что если объявят повсеместный переход на электронные учебники, я буду только рада. Вряд ли это отрицательно повлияет на учебный процесс. Главное – чтобы оборудованием обеспечили: у нас даже стационарных компьютеров не слишком много».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram