Аргументы Недели → Соцпакет № 25(367) от 04.07.2013

Моральное пособие

Минтруд рассказал, как облегчить душевные муки безработных

, 16:57

Российские власти решили позаботиться о тех, кто ищет работу и испытывает из-за этого душевный дискомфорт. На днях Министерство труда и социальной защиты РФ обнародовало федеральный стандарт психологической помощи безработным гражданам – документ, в котором описаны порядок оказания «моральной поддержки», её возможные формы и ожидаемые результаты.

Отметим, что ничего принципиально нового чиновники не изобрели. Обязанность по оказанию психологической помощи безработным лежит на службах занятости с начала 1990-х годов, и психологическая помощь оказывается бесплатно всеми без исключения службами занятости в стране. Федеральный стандарт нужен скорее для обобщения практик, которые уже наработаны и успешно используются. Специалисты службы занятости с готовностью это подтверждают. Любопытно, что россияне, по данным социологических опросов, отнюдь не считают «психологическую» работу служб занятости самой важной: например, в ходе исследования, проведённого в Архангельской области в прошлом году, психологическая поддержка в ряду других функций набрала всего 2% голосов. Тем не менее без клиентов психологи служб занятости не остаются.

Как рассказали в Центре занятости г. Йошкар-Олы, ежегодно за психологической помощью обращается примерно 10–12% граждан, стоящих на учёте в качестве безработных. По мнению специалистов, эта цифра вполне отражает реальное положение дел: остальные, как правило, успешно справляются с проблемами самостоятельно. В кризисные периоды (например, в разгар кризиса 2009–2010 гг.) число «страждущих» растёт, но потом снова возвращается к среднему значению.

«А на мой взгляд, к нам обращаются довольно мало людей, их могло бы быть и больше, – заочно спорит с коллегой Анна Меньшикова, инспектор Центра занятости г. Оленегорска Мурманской области. – Возможно, это происходит потому, что о существовании подобной услуги не все знают. Кроме того, есть те, кто попросту стесняется рассказать о своих проблемах. Например, абсолютно все клиенты нашей службы – женщины. Мужчины к нам не идут – видимо, в силу стереотипа, гласящего, что «сильному полу» стыдно просить о помощи. Хотя, как мне кажется, им поддержка нужна не меньше».

«Психологическая помощь безработным – дело очень важное и нужное, – комментирует известный психотерапевт Марк Сандомирский. – Однако при организации этой помощи, на мой взгляд, необходимо учесть два принципиальных момента. Во-первых, заниматься этим должны профессионалы – люди с психологическим образованием или те, кто прошёл специальную переподготовку. Недопустимо создание таких служб «для галочки» и передача этих функций неподготовленным работникам служб занятости. Во-вторых, лично мне представляется в корне неверным подход к выявлению тех, кто нуждается в психологической помощи, по принципу: «если видим, что человек никак не может найти работу – предлагаем помочь». Начинать оказывать поддержку безработному нужно как можно раньше. Дело в том, что примерно через полгода у человека, который сидит без работы и никак не может её найти, резко падает мотивация, и ему становится всё тяжелее выбраться из сложного положения. Поэтому психологическая помощь в этой ситуации может оказаться и бесполезной».

Формальный аргумент

Как утверждают сотрудники центров занятости, появление стандарта – новость скорее для самих служб, нежели для граждан. Основное его назначение – дать региональным «трудовикам» больше свободы в составлении программ оказания психологической помощи, но в то же время обозначить некие общие рамки.

«Основным документом, который регламентировал подобную деятельность до появления стандарта, был единый для всей страны Административный регламент, – поясняет Елена Паршина из Центра занятости г. Йошкар-Ола. – Однако работа служб занятости с недавних времён стала финансироваться по другой схеме. Если раньше большинство расходов брал на себя федеральный бюджет, то сейчас основные траты стали «региональными» – и расходы на оказание психологической помощи в том числе. В результате этого субъекты Федерации получили право самостоятельно решать, как тратить эти деньги, и создавать собственные административные регламенты по оказанию этой помощи. Тем не менее сохранилась необходимость в неком общем документе, где будут прописаны ключевые принципы, чтобы региональные министерства и ведомства при составлении своих регламентов могли на них ориентироваться. Им и стал новый стандарт».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram