В российских школах продолжается кампания по записи дошкольников в первые классы. Во главу угла поставлен территориальный принцип: преимущественным правом на зачисление в ту или иную школу пользуются дети, проживающие в микрорайоне, закреплённом за этим учебным заведением. Заявления от их родителей принимаются с 1 марта по 31 июля. С 1 августа, если в школе останутся места, в неё могут быть записаны и остальные желающие.
Путь в «особую» школу
Ни педагоги, ни родители, ни эксперты пока не пришли к консенсусу по одному из самых сложных вопросов: насколько оправдана запись по месту жительства при зачислении в «особые» учебные заведения: гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением тех или иных предметов. Как правило, предполагается, что учиться в них должны дети со способностями, что называется, «выше среднего». Очевидно, что нужными качествами обладают далеко не все дошколята с прикреплённого микроучастка. Одновременно с этим дорога в такую школу может закрыться перед детьми, которые сумеют осилить сложные программы, но при этом проживают в другом районе города. Как показывает практика, разрешить это противоречие пока не удаётся.
Среди плюсов территориальной системы эксперты обычно называют прекращение разделения детей на «талантливых» и «обычных» и предоставление им возможности учиться там, где им будет удобно с точки зрения доступности школы. «Если речь идёт о начальном образовании, то в соответствии с государственными стандартами все школы, лицеи, гимназии обязаны учить детей примерно по одним и тем же программам, – отмечает Николай Узких, директор общеобразовательной школы №107 г. Новосибирска. – Именно поэтому в первый класс лучше принимать по территориальному принципу. А дальше, в процессе развития ребёнка и выявления определённых способностей, можно перевести его в другое учебное заведение, где уровень преподавания тех или иных дисциплин будет выше».
«Такой перевод возможен с пятого класса, если в выбранной школе есть свободные места, – сообщили корреспонденту «АН» в Управлении образования администрации Центрального округа Новосибирска. – Кроме того, не все классы в лицеях и гимназиях являются специализированными. Так что дети, которые живут на прикреплённом микроучастке, но не хотят учиться по углублённым программам, всё равно могут быть зачислены в выбранное учебное заведение».
Тем не менее в приёме всех без исключения в школы с углублённым изучением предметов и повышенной нагрузкой практикующие педагоги видят и определённые опасности. «Когда ребёнку 6–7 лет, зачастую бывает сложно выявить в нём особый талант к изучению, например, иностранных языков, – приводит свой аргумент директор екатеринбургской школы №148 с углублённым изучением английского языка Татьяна Сурмятова. –При этом уже через некоторое время становится понятно, что не все школьники способны «встроиться» в ту программу, которую предлагает учебное заведение, подобное нашему. Иногда за тот период, пока школа «выявляет способности» учащегося, ребёнок может полностью потерять интерес к учёбе».
Неравенству – бой?
Нельзя забывать и о том, что помимо официального деления учебных заведений на обычные и специализированные в любом городе и районе всегда существовал и своеобразный негласный рейтинг. Все без исключения школы давно неформально поделены на «хорошие» и «не очень» со всеми вытекающими последствиями – от необходимости давать взятки для зачисления в первый класс до неравенства в финансировании. Эксперты видят во введении территориального принципа попытки сгладить это разделение.
«На мой взгляд, в «территориальном» механизме заложен принцип справедливости, – считает Герман Авдюшин,председатель общественного движения «Всероссийское родительское собрание». – Запись по месту жительства позволит снизитькоррупционную составляющую при записи детей в школы, которые пользуются повышенным спросом в городе. Иногда такие учебные заведения дополнительно субсидируются из местных бюджетов в ущерб всем остальным. Кроме того, новые правила позволят уравнять все учебные заведения и тем самым перераспределить нагрузку между городскими микрорайонами более равномерно».
Тем не менее эксперты признают: определённый процент детей, которым не удастся поступить в первый класс желаемой школы, всё же сохранится. «Такие ситуации будут всегда: у любого образовательного учреждения ограничены возможности по приёму, – поясняет Татьяна Ивченко, директор лицея информационных технологий в Новосибирске. –А новые школы у нас, к сожалению, в последнее время практически не строят…»
Местный аргумент
В Воронеже введение новых правил приёма в первые классы никого не удивило и не встревожило. По словам заместителя руководителя управления образования администрации городского округа город Воронеж Валерия Столярова,«Положение о порядке приёма, перевода, отчисления и исключения обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях», устанавливающее в том числе закрепление школ по микроучасткам, было утверждено администрацией города ещё в январе 2007 года. «И честно говоря, особой паники среди несогласных с этой инициативой никогда не вызывало», – отмечает чиновник.