Кто в школе хозяин?
Реформа бездушно рвет живую ткань образования. Подход к учителю совершенно бесчеловечный. Нужно начинать с реформы обучения самих педагогов, потому что без новой формации учителей нового образования не будет. Но в концепциях нынешних реформ нет ни слова о педагогическом образовании. Предполагается, что детей будущего станет учить педагог-бакалавр, проведший в педвузе 4 года, - человек, ничего собой не представляющий.
Власть имущие никак не поймут, что нельзя все сводить к рублю. Это губительно! Например, в ряде регионов поспешили заявить, что положительный эффект имеет укрупнение школ - мол, у педагогов от этого растет зарплата. Но такой эффект достигается из-за увольнения учителей. На улицу выгнали в основном тех, кто старше 55 лет. Фактически они пустили в расход золотой фонд школьной педагогики!
Меня пугает то, что реформаторы забыли о качестве образования. Яркий пример - введение «ученико-часа» (коэффициент, от которого зависит заработок педагога. - Прим. авт.). Зарплату учителя поставили в зависимость от количества учеников. Чтобы ввести ученико-час на практике, в одном регионе предметы разделили на главные и не очень. Разве так бывает? Большую глупость придумать трудно!
Тариф на знания
Сейчас повсюду говорят, что педагогам нужно платить за качество обучения. На вопрос о том, по какой шкале это качество определять, чиновники бодро отвечают: главный показатель - «четверки» и «пятерки» в дневниках у школьников. Но, извините, дети-то все разные! Например, у кого-то врожденная грамотность, а у кого-то - дисграфия или дислексия. Учителя проделывают с такими учениками колоссальную работу. Если ребенок в 1-м классе делает в диктанте 60 ошибок, а в 9‑м - 10 ошибок - это громадный прогресс. Учителю, который занимался с этим ребенком, нужно поставить памятник. А с точки зрения реформаторов образования, ребенку нужно влепить «двойку», а учителя лишить прибавки к зарплате.
Необходимо узаконить вариативность программ. Нужно периодически проводить диагностику и оценивать успехи каждого конкретного ребенка. И уже потом, по таким результатам, оценивать учителя. Выбрать индивидуальные критерии для каждого ученика помогут психологи и логопеды (которых, кстати, сейчас «выжимает» из школ подушевое финансирование). Описанная мной система широко применяется на Западе. Это называется «обучение ребенка в зоне его возможностей».
Еще одна серьезная проблема, связанная с зарплатой учителей. По новой системе, большой ее «кусок» (так называемая стимулирующая часть) зависит от воли директора школы. Но директора не святые! Субъективизм руководства может привести к тому, что в коллективе все перессорятся. С моей точки зрения, к решению вопроса о зарплате учителя также нельзя допускать родителей и попечительские советы (ныне так часто бывает). Дилетанты не должны выставлять оценки профессионалам.
Школы для рабов?
У школы сегодня две задачи. Первая - воспитать ученика умелого и мобильного. Потому что человек без знания иностранного языка и Интернета - социальный инвалид. Но есть еще задача духовного воспитания, поскольку умелый и мобильный негодяй даже хуже, чем необученный. Однако наши начальники забыли, что духовная сфера требует большой деликатности. Сейчас нами руководят прагматики. С их точки зрения, христианские притчи из школьной программы надо выкинуть, поскольку нефть от этого не подорожает. В итоге поле гуманитарного образования стремительно сокращается. Если 15 лет назад на изучение литературы в 10-11-х классах давалось 400 уроков, сегодня - в два раза меньше. Когда фашисты строили планы оккупации СССР, они планировали открывать школы для русских рабов. В них на литературу тоже отводилось 200 часов. И к этому мы сейчас пришли...
Самое трогательное в сложившейся ситуации то, что «наверху» уверены в верности своих действий. Чиновники живут, «под собою не чуя страны». Любое грамотное управление требует обратной связи... Сегодня учителя могут уволить за то, что он не справился с «образовательной политикой». Для того чтобы нормально учить детей, их любить нужно. Но место в душе учителя занято страхом перед системой.