В конце весны и начале лета наступает не только пора жарких дней и долгожданных отпусков. В это же время стартует «ремонтный сезон» в рамках подготовки систем теплоснабжения к зиме, который оборачивается для россиян неприятным, но неизбежным временным отсутствием горячей воды. Как правило, отключение анонсируется продолжительностью максимум две недели, но вынужденно греть воду в тазиках на плите люди зачастую могут и дольше. «Аргументы недели» предлагают разобраться в том, насколько надолго можно законным образом лишать граждан горячей воды летом и какими нормативными актами регулируется данный вопрос.
В первую очередь отметим, что ежегодное отключение горячей воды является абсолютно законным и упомянуто в Правилах предоставления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ №354 от 6.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах»). Однако в том, на какой именно срок позволено отключать горячую воду в многоквартирных домах, безоговорочной определённости сегодня нет.
Как гласит упомянутое постановление, «продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании» (п. 4 раздела 2 приложения №1 к Правилам). При этом с чёткой формулировкой по поводу продолжительности такого перерыва в данный момент существуют определённые проблемы. До 2021 г. действовал СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» – на него, кстати, до сих пор существует прямая ссылка в постановлении №354. В этом СанПиН прямо говорилось, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
В настоящее время данный документ отменён, а в том, что пришёл ему на смену, подобного пункта попросту нет. При этом чиновники Минстроя взамен предлагают опираться на абзац 2 п. 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя Российской Федерации №170 от 27 сентября 2003 года. Там мы можем найти далёкую от санпиновской однозначности формулировку, гласящую, что «рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, – 14 дней… В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления». Соответственно, управляющие компании, ссылаясь на последнее предложение упомянутого пункта и обтекаемое слово «рекомендуемый», могут почувствовать себя вправе отключить горячую воду хоть на месяц. И никаких шагов к устранению этого противоречия законодатели пока предпринимать, судя по всему, не собираются.
Такая же относительная разноголосица наблюдается и в отношении срока, в течение которого граждан должны предупреждать о грядущем отключении горячего водоснабжения. Так, упомянутые выше Правила предоставления коммунальных услуг гласят, что информировать потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг необходимо не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва (пп. «н» п. 31 Правил) путём размещения информации в информационной системе ГИС ЖКХ. Одновременно с этим в также уже упоминавшихся выше Правилах и нормах технической эксплуатации жилого фонда написано, что «организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке» (п. 5.1.5 Правил). И на это расхождение на данный момент также пока никто не обратил внимания, хотя ситуации, когда «управляшки» будут придерживаться именно двухдневной нормы, абсолютно обоснованно кивая на действующий (!) нормативный акт, явно не добавят удобств жителям многоквартирных домов.
Тем не менее справедливости ради отметим, что теплоснабжающие организации стараются придерживаться установленных графиков и более чем на две недели воду в большинстве случаев не отключают (хотя, к примеру, лет десять–пятнадцать назад в той же Москве совершенно официальный срок отключения горячей воды составлял 21 день), а также заблаговременно информируют о грядущих перерывах. Однако в любом случае полезно знать, что за нарушение описанных выше правил КоАП РФ предусматривает ответственность по ст. 7.23 («Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами») или 3.19.2 («Неразмещение информации, размещение информации не в полном объёме или размещение недостоверной информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»). В обоих случаях нарушение карается предупреждением или штрафом от 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.