> Михаил Барщевский рассказал о тонкостях наследования имущества - Аргументы Недели

//Соцпакет 13+

Михаил Барщевский рассказал о тонкостях наследования имущества

№  () от 10 мая 2023 [«Аргументы Недели », Надежда СУНГУРОВА ]

«Аргументы недели» продолжают знакомство с юридическими нюансами обыденных ситуаций и предлагают вниманию читателей выдержки из книги известного правоведа Михаила Барщевского «Наследство и наследники», вышедшей в издательстве «Аргументы недели». Сегодня «АН» предлагают разобраться в тонкостях наследования имущества, которое относилось к предметам повседневного обихода наследодателя.

В соответствии со ст. 1169 ГК РФ наследник, проживавший на день открытия наследства совместно с наследодателем, имеет при разделе наследства преимущественное право на получение в счёт своей наследственной доли предметов обычной домашней обстановки и обихода. Однако это преимущественное право будет компенсировано передачей другим наследникам той же очереди, если таковые имеются, другого имущества из состава наследства или предоставлением компенсации, в том числе выплатой соответствующей денежной суммы (ст. 1170 ГК РФ). При этом действует правило, по которому (если соглашением между всеми наследниками не установлено иное) осуществление кем-либо из них преимущественного права возможно после предоставления соответствующей компенсации другим наследникам. В отличие от ранее действовавшего законодательства теперь срок совместного проживания наследодателя и наследника, имеющего преимущественное право на получение предметов обычной домашней обстановки, не имеет значения.

Ранее действовавшая норма мне представляется значительно более разумной и справедливой. Но закон есть закон. Прежде в соответствии со ст. 533 ГК РСФСР предметы обычной домашней обстановки и обихода переходили по закону к наследникам, проживавшим с наследодателем до его смерти не менее одного года независимо от их наследственной доли. То есть, если наследник проживал вместе с наследодателем более одного года, предметы обычной домашней обстановки и обихода переходили к нему сверх его наследственной доли. По законодательству того времени существовали две очереди наследников. Так вот, даже при наличии наследников первой очереди наследники второй очереди всё равно призывались к наследованию предметов обычной домашней обстановки и обихода при условии, разумеется, что они проживали совместно с наследодателем. Ныне действующее законодательство предусматривает иной порядок. Теперь при реализации преимущественного права наследования продолжительность совместного проживания значения не имеет. Преимущественное право на предметы обычной домашней обстановки и обихода принадлежит наследнику, проживавшему совместно с наследодателем на день открытия наследства.

Верховный суд РФ разъяснял, что спор между наследниками по вопросу о включении имущества в состав предметов обычной домашней обстановки и обихода разрешается судом с учётом конкретных обстоятельств дела (в частности, их использования для обычных повседневных бытовых нужд, исходя из уровня жизни наследодателя), а также местных обычаев. При этом антикварные предметы, предметы, представляющие художественную, историческую или иную культурную ценность, независимо от их целевого назначения к указанным предметам относиться не могут. Для разрешения вопроса об отнесении к культурным ценностям предметов, по поводу которых возник спор, суд назначает экспертизу (ст. 79 ГПК РФ).

Мы коснулись ещё одного важного вопроса – о том, что именно считать предметами обычной домашней обстановки и обихода. Верховный суд РФ выделил два критерия, касающихся условий, из которых следует исходить: это обстоятельства дела и местные обычаи. Есть и ещё два критерия, по которым конкретное имущество следует относить к предметам домашнего обихода. Сюда относятся использование для обычных повседневных бытовых нужд и уровень жизни наследодателя. Последнее представляется особенно важным – например, если речь заходит об уникальной дорогой мебели ручной работы из ценных пород дерева. Руководствуясь критерием потребительского назначения предметов обычной домашней обстановки и обихода, следует признать, что если мебель использовалась как самим наследодателем, так и совместно проживающими с ним наследниками в повседневной жизни, а не для украшения квартиры, то наследование должно подчиняться общим правилам.

Спорным остаётся утверждение о том, что антикварные и представляющие художественную, историческую или иную культурную ценность предметы независимо от их целевого назначения к предметам домашнего обихода относиться не могут. Картины кисти известных мастеров, значимые авторские произведения искусства действительно следует считать имуществом, не относящимся к «обычному». Однако множество квартир и домов украшено различного рода произведениями искусства: чеканками, гравюрами, литографиями, коврами ручной работы, художественными изделиями народных промыслов, уникальными авторскими вещами и т.д. Они могут использоваться в повседневной жизни, хотя и имеют определённую культурную ценность. Например, у моего знакомого есть антикварная сахарница дореволюционного периода из хрусталя и серебра, которая используется в обычной жизни, и это единственная сахарница в доме. Ещё в одной семье я встречал антикварное кресло, отреставрированное вручную в авторском стиле, но это единственное кресло в гостиной в небогатой семье, оно постоянно используется по прямому назначению всеми совместно проживающими членами семьи, хотя и досталось им от дедушки. Представляется, что такие вещи нецелесообразно однозначно исключать из предметов домашнего обихода. Не менее интересен вопрос о порядке наследования домашних библиотек. Если библиотека представляет большую научную или художественную ценность, содержит антикварные издания, то порядок её наследования сомнений не вызывает. Но если это обычная домашняя библиотека? Она ведь служит для удовлетворения не бытовых, а повседневных культурных потребностей, и это для некоторых очень важно.

Составить чёткий перечень того, что же является предметами домашнего обихода, чтобы нотариусы ориентировались на этот список в своей работе, вряд ли возможно. Всё-таки в этом вопросе очень много индивидуального для каждой конкретной семьи. Поэтому в случае возникновения спора решение должно приниматься судом с учётом упомянутых критериев: фактических обстоятельств дела, местных обычаев и уровня жизни наследодателя.

Книги вы можете приобрести наложенным платежом, заказав по телефонам 8(495) 980‑45-60, 8(958) 636-51‑80 или направив по электронному адресу: zakazknig@argumenti.ru, или по почте: 125167, г. Москва, Авиационный пер., д. 4а, заявку и ваш точный адрес с индексом, ФИО полностью. В теме письма укажите «ЗАКАЗ КНИГ». В Москве книги можно купить по издательской цене в редакции по адресу: ст. м. «Аэропорт», Авиационный пер., дом 4а (здание МФЮА), к. 104, либо заказать по телефонам 8(495) 980-45-60, 8(958) 636‑51‑80 (стоимость доставки в пределах МКАД – 300 руб.). Мы работаем: пн. – пт. с 10:00 до 18:00.

16+



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте