Как показывает практика, сегодня словом «декрет» россияне называют весь период отсутствия женщины на работе по причине беременности и первых лет жизни ребёнка – от момента ухода в дородовый отпуск и вплоть до возвращения на работу в момент, когда чаду исполнится полтора, а то и три года. Соответственно, вопрос о том, можно ли официально работать, находясь в декрете, и как в таком случае оплачивается подобная занятость, как правило, подразумевает сразу весь описанный выше промежуток времени. Однако с правовой точки зрения такой вопрос как минимум некорректен: в юридическом ракурсе «декрет» делится на несколько частей, для каждой из которых на этот счёт существуют свои собственные правила.
Если строго следовать изначальному смыслу фразы «декретный отпуск» (см. «Исторический аргумент»), в строгом смысле «декретом» называется период, на который беременной и недавно родившей женщине оформляется больничный лист. Этот период полностью оплачивается из Социального фонда РФ (бывший Фонд социального страхования) за счёт взносов, которые уплачивал работодатель. Его максимальная продолжительность составляет 140 дней (70 дней до родов и 70 после), при осложнённой или многоплодной беременности – 156 и 194 дня соответственно.
К слову, вопреки распространённому ошибочному мнению обязательным этот отпуск не является. Женщина может уйти в него максимально поздно, выйти максимально рано, а то и вовсе ограничиться временем пребывания в родильном доме. Тем не менее, если отпуск всё же оформлен, продолжать работать и получать официальную зарплату в этот период нельзя. Как уже говорилось, по сути, декрет приравнен к пребыванию на больничном, и одновременно получать зарплату и оплату по больничному листу запрещено – что в общем-то вполне логично.
После окончания формального декретного отпуска наступает период, который официально называется отпуском по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет (что, впрочем, не мешает россиянам продолжать именовать его декретным). По общему правилу, в это время женщина продолжает сидеть дома с сохранением рабочего места и пособием в размере 40% от среднего заработка за предыдущие два года. Тем не менее в это время уже возможны выход на работу и одновременное получение как зарплаты, так и указанного выше пособия. Правда, Роструд РФ в своих разъяснениях обговаривает, что это возможно лишь в случае, если женщина работает на условиях неполного рабочего дня и, соответственно, получает «неполную» зарплату. Если она претендует на работу по графику, который был до родов, из отпуска придётся выходить, а право на пособие логичным образом исчезнет. И вот тут-то и начинаются дискуссии.
С формальной точки зрения неполным рабочее время считается в случае, когда «его продолжительность меньше нормального» (ст. 93 ТК РФ). Расплывчатость этой формулировки в теории позволяет женщинам с детьми младше полутора лет при желании выходить на работу, требовать установить им неполный рабочий день, который на полчаса-час меньше полного, и в результате получать и пособие, и «добеременную» зарплату практически в прежнем объёме. Понятно, что такой расклад полностью устраивает женщин, но при этом категорически не устраивает работодателей и в особенности государство, которое устанавливало пособие на период отпуска по уходу за ребёнком именно в расчёте на то, что работать новоиспечённая мама не будет. Итогом такой коллизии стали многочисленные судебные процессы, в которых территориальным органам ФСС (ныне Соцфонда) хоть через раз, но удаётся доказывать, что по минимуму сокращённое рабочее время не является основанием для выплаты работнице ещё и пособия, так как фактически отпуск ею прекращён. Но тем не менее официального урегулирования этой ситуации нет до сих пор – хотя попытки были. Так, в прошлом году в Госдуме прошёл первое чтение законопроект, согласно которому право на пособие у работающей новоиспечённой мамы сохраняется только в том случае, если её неполный рабочий день не превышает половину полного. Однако в дальнейших чтениях законопроект не рассматривался, и на данный момент вопрос так и остаётся «подвешенным в воздухе».
Исторический аргумент
Впервые оплачиваемый отпуск для женщин в период непосредственно перед и сразу после рождения ребёнка появился в России сразу после революции 1917 года. Он был установлен Декретом «О пособии по беременности и родам», в связи с чем и получил дожившее до наших дней название «декретный». Его продолжительность составляла 112 дней – 8 недель до родов и 8 недель после, а оплата равнялась полному заработку за этот период (в некоторых случаях его могли увеличить до полуторного размера). Допуск к работе в этот период запрещался. С момента когда право на пособие прекращалось, кормящая мать получала выплату в размере от четверти до половины заработка до момента, пока ребёнку не исполнится 9 месяцев. После выхода на работу рабочий день женщины сокращался до 6 часов, а через 3 часа после его начала в дополнение к уже существовавшим перерывам предоставлялся перерыв для кормления грудью длительностью в 30 минут (дети находились рядом, в фабричных или заводских яслях).