В трудовом законодательстве могут появиться важные изменения
№ () от 8 декабря 2020 [«Аргументы Недели », Надежда СУНГУРОВА ]
Ключевым событием последних дней в социальной сфере стало, безусловно, окончательное принятие поправок в Трудовой кодекс, регулирующих удалённую занятость. Однако шумное обсуждение этих поправок невольно «задвинуло в тень» другие не менее важные изменения и проекты изменений в трудовом законодательстве, которые также находятся «на повестке дня» в Госдуме и могут быть приняты в ближайшее время. «Аргументы недели» предлагают краткий обзор возможных новшеств.
Одно из заметных изменений, которое может появиться в трудовом законодательстве уже в ближайшее время, – ввод в него понятия «микротравма» вкупе с изменением подходов к охране труда на предприятиях и в учреждениях. Соответствующий законопроект уже подготовлен в Минтруде. Для сотрудников это означает, что в случае вступления этих изменений в силу поводом к служебному расследованию и обязательному учёту случая станет не только производственная травма с полной или частичной потерей трудоспособности, но и «несерьёзные» ЧП, результатом которых становятся синяки или ушибы. О необходимости закрепить в законодательстве понятие «микротравма» говорят уже более 5 лет (с 2015 года), однако дальше законодательной инициативы дело пока не шло. При этом в самом «свежем» законопроекте, о котором идёт речь, предлагаются и дополнительные изменения в раздел Трудового кодекса, посвящённый охране труда. В частности, законопроект наделяет сотрудника правом отказаться от работы, если он сочтёт условия опасными, гарантирует средний заработок в случае простоя из-за возникновения опасной ситуации или случая, когда работодатель не обеспечил сотрудника необходимыми средствами защиты. Тем не менее законопроект содержит и не самые приятные для сотрудников моменты – например, законодательно закрепить право работодателя снимать трудовой процесс на видео или вести его аудиозапись.
Также на днях правительственная комиссия дала положительный отзыв на законопроект, облегчающий несправедливо уволенным работникам взыскание с работодателя компенсации морального вреда. Законопроект появился во исполнение предписания Конституционного суда, указавшего на «незаконные» нюансы в действующем порядке. В частности, по сегодняшним нормам заявить о своём желании на такую компенсацию можно только в момент подачи в суд иска по поводу несправедливого, по мнению истца, увольнения. Если работник выиграет суд и будет восстановлен на работе, потребовать такую компенсацию уже нельзя. Новый законопроект призван исправить эту ситуацию. Так, в нём закрепляется норма, согласно которой возмещения морального вреда можно будет потребовать в течение трёх месяцев после восстановления на работе.
Наконец, ещё одна «трудовая» инициатива (правда, пока не ставшая законопроектом, а всего лишь озвученная) была недавно предложена экс-председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым. Он призвал уточнить понятие ненормированного рабочего дня - в частности, «приблизить» его к сверхурочной работе в плане введения права на компенсации и установления ограничений по времени работы.
Отметим, что основания для этого есть. В частности, действующее определение сверхурочной работы в Трудовом кодексе звучит как «особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени». Однако о слове «эпизодически», которое является здесь ключевым, очень многие работодатели частенько забывают. В результате организации злоупотребляют «ненормированностью» рабочего времени сотрудников, загружая их сверх меры, но при этом не предоставляя ничего взамен помимо трёх дополнительных дней к отпуску (которые нужны далеко не всем). Сегодня работникам, которые недовольны подобным положением вещей, остаётся только обращаться в суд, который далеко не всегда встаёт на сторону сотрудника. В случае уточнения законодательства такая необходимость отпадёт, так как все гарантии будут закреплены непосредственно в Трудовом кодексе. Отметим, что в комитете ГД по труду уже отозвались об этой инициативе как о полезной и своевременной, однако сообщили, что она, скорее всего, будет рассмотрена уже в весеннюю сессию.