> Время добрых дел - Аргументы Недели

//Соцпакет 13+

Время добрых дел

Как меняется подход к социальной помощи в период пандемии

№  () от 28 апреля 2020 [«Аргументы Недели », Надежда СУНГУРОВА ]

Фото АГН «Москва» / С. Сандурская

В период пандемии коронавирусной инфекции, которая не обошла стороной и Россию, благотворительность закономерно стала последней сферой, на которую граждане готовы тратить свои деньги. Ещё в начале марта крупнейшие фонды (в числе которых, к примеру, «Русфонд» и «Подари жизнь») заявляли о резком снижении сборов. Тем не менее, как показывает практика, благотворительность никуда не исчезла. Она всего лишь временно (надеемся) сменила вектор, что выразилось и в появлении новых групп благотворителей, и в смене адресатов помощи – как государственной, так и исходящей от частных организаций.

САМОЕ существенное в отношении сферы благотворительности из того, что на сегодня «сделала» пандемия, – это резкая перемена в том, кого именно сегодня считать наиболее остро нуждающимися в поддержке как со стороны благотворителей, так и со стороны государства. В частности, нуждающиеся в дорогостоящем лечении дети, как ни тяжело это признавать, в данный момент оказались на периферии общественного внимания. Ещё в феврале-марте общественность активно обсуждала сборы и целесообразность лечения за госсчёт детей со спинальной мышечной атрофией – ранее неизлечимой генетической болезнью, против которой сегодня появилось как минимум два эффективных, но крайне дорогих препарата (один иностранный и один российский) и ещё один находится в разработке. Сегодня эта тема – на втором плане. На первый вышли вопросы жизнеобеспечения тысяч российских семей и одиноких граждан, ещё вчера спокойно обходившихся без какой-либо помощи, а сегодня попавших в ситуацию, когда средств со дня на день перестанет хватать на самое необходимое. И именно на помощь этой, увы, весьма многочисленной категории сегодня мобилизованы все «помогательные» ресурсы как госорганов, так и частных благотворителей.

Примечательно, что значительная часть помощи сейчас приходится на долю малого и среднего бизнеса, где ряду компаний, несмотря на сложные времена, всё же удалось остаться на плаву. Например, довольно многие организации не отказались от традиционной раздачи пасхальных наборов малоимущим и многодетным. Кроме того, фактически во всех регионах бизнес-сообщество участвует в формировании и раздаче продуктовых наборов, которые развозятся по семьям, наиболее сильно пострадавшим в нынешней ситуации. Подключается и крупный бизнес: многие компании в регионах своего присутствия помогают медучреждениям, выделяют средства на закупку средств защиты и посильно участвуют в других добрых делах.

Отметим любопытный факт. Именно в условиях пандемии «выстрелили» позитивные стороны принципа адресности социальной помощи, о важности которого власть имущие уже не первый год кричат из каждого утюга. Как неоднократно писали «АН», в докарантинные времена «адресность» выражалась в установлении некоей планки и отсечении от доступа к помощи всех, кто этой планке не соответствует. В частности, роль такой планки играл пресловутый прожиточный минимум, в результате чего за бортом господдержки оказывались семьи, чьи доходы крайне незначительно, порой на несколько рублей, превосходили этот и без того смехотворный уровень. Сейчас подход стал принципиально иным. Например, в Московской области право на получение продуктовых наборов от губернатора предоставлено многодетным семьям с двумя и более дошкольниками. Отправить заявку на такой набор может абсолютно любая семья: на региональном портале госуслуг в момент подачи заявления не требуются никакие документы – ни подтверждение многодетности, ни справки о доходах. Однако по факту после отправки заявления с каждой (!) семьёй созванивается сотрудник Управления социальной защиты и в детальном разговоре выясняет конкретные аспекты жизни семьи: не лишились ли родители работы, изменился ли ежемесячный доход. Решение принимается уже на основе собранных данных, и приоритет в регионе отдаётся семьям, где детей четверо и более или кто-то из родителей лишился работы.

Подобным образом действуют и в других регионах, прицельно выбирая адресатов помощи среди представителей наиболее уязвимых групп населения: пенсионеров, многодетных, малоимущих (не по справкам, а в действительности). Нельзя не признать такой подход максимально разумным – и остаётся надеяться, что он будет взят на вооружение и тогда, когда вся эта история с пандемией рано или поздно закончится.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте