Было бы что беречь…
Кому сегодня нужны «бережливые поликлиники»?
№ () от 19 ноября 2019 [«Аргументы Недели », Надежда СУНГУРОВА ]
Уже третий год подряд в России реализуется программа под названием «Бережливая поликлиника», призванная, по замыслу разработчиков, сделать работу первичного звена удобной и для пациентов, и для медицинского персонала. Авторы новаций, судя по публикациям в СМИ, от своей идеи пребывают в полном восторге и абсолютно уверены, что продвигаемые ими новшества заодно продвигают всю амбулаторную систему к «качеству, эффективности и удобству». Правда, пациенты этот восторг разделяют далеко не всегда, почему-то привычно ругая вечные очереди вкупе с отсутствием «узких» специалистов и не замечая красивые диванчики в холлах и новую стойку регистратуры. К которым, увы, вся программа «бережливости» поликлиник порой и сводится.
Из производства – в «социалку»
Проект «Бережливая поликлиника» стартовал в 2016 г. и представлял собой совместную инициативу Минздрава и госкорпорации «Росатом», которая и стала основным разработчиком афишированных изменений. При этом за образец была взята универсальная схема организации эффективного («бережливого») производства, хорошо зарекомендовавшая себя в различных мировых корпорациях – например, в японской Toyota и в том же «Росатоме». Транслировать «производственный» опыт на социальную сферу, если верить авторам новаций, начали в первую очередь ради экономии времени всех вовлечённых в систему здравоохранения – и врачей, и пациентов. В сфере работы персонала ставку сделали на оптимизацию всех процессов – от документооборота (предлагалось полностью перевести его в электронный вид) до новых схем раскладки инструментов (!) в кабинетах врачей, благодаря которым медикам якобы станет удобнее этими инструментами пользоваться. Для пациентов, в свою очередь, предусматривались: «разделение потоков» внутри медучреждения, чтобы больные не пересекались со здоровыми; навигация в здании, чтобы не пришлось долго искать нужные кабинеты; новая организация работы регистратуры; «дружелюбное пространство» в коридорах и гардеробах и тому подобные вещи. На первый взгляд всё это – вещи нужные и правильные. Но вот по поводу своевременности подобных перемен у многих россиян, посещающих поликлиники (в том числе и ставшие «бережливыми»), поневоле возникают серьёзные вопросы.
Сегодня программа «Бережливая поликлиника» реализуется в десятках регионов и сотнях поликлиник по всей стране от Калининграда до Владивостока. К проекту приковано пристальное внимание «верхов», что немудрено – он включён в национальный проект «Здравоохранение», получает приличное финансирование и в целом неофициально служит «визитной карточкой» всех перемен в здравоохранении в целом. Где-то амбулаторные учреждения уже полностью перешли на работу по новым стандартам, где-то всё только начинается. Но очевидно одно: зачастую внедрение стандартов «бережливости» напоминает попытку евроремонта в доме, где просел фундамент и протекает крыша.
Картинка – наше всё?
Всем здравомыслящим людям очевиден простой факт: проект «выстреливает» только при условии изначальной укомплектованности поликлиник медперсоналом и отсутствия вечных по нынешним дням проблем в виде бегства сотрудников и непомерных нагрузок на тех, кто остался. А места, где таких проблем нет, сегодня, к огромному сожалению, можно пересчитать по пальцам. «Бережливые поликлиники» хорошо зарекомендовали себя в беспроблемной на фоне других территорий Москве, в ряде крупных городов. Это приятно и закономерно. Однако не так давно непосредственно в Минздраве признали, что дефицит медиков сегодня испытывает 54 (!) региона страны (правда, потом, как обычно, спохватились и принялись опровергать сами себя). К кому же пациент будет записываться в красивой регистратуре и к какому врачу он придёт, ориентируясь по цветной полосочке на полу, если этот врач давным-давно уволился? Не жалеют «вежливых» слов и медики: внедрение электронного документооборота отнюдь не отменило необходимости заполнять бумажную документацию, и времени порой стало уходить не меньше, а больше. Какой тогда толк от «правильно» разложенных инструментов, если их и в руки-то взять некогда, потому что всё время ушло на заполнение бумаг? Наконец, поводов для досады «бережливые» идеи добавляют даже губернаторам. Здравоохранение в РФ и так хронически недофинансировано, а тут – новые затраты, которые обязательны (все помнят, что национальные проекты – это святое?), но направлены не на решение ключевых проблем вроде низких зарплат или кадровых дыр, а на создание красивой картинки.
«Проблему дефицита медицинских кадров проект «Бережливая поликлиника» не решит – как, впрочем, и проблему бюджетной обеспеченности здравоохранения. Но он такую задачу и не ставит», – на голубом глазу говорила представителям СМИ заместитель начальника департамента здравоохранения Кемеровской области журналистам ещё в 2017 году. Как вообще можно ставить какие-либо задачи ДО решения проблем с кадрами и бюджетной обеспеченностью – вопрос риторический. Но для чиновников всех уровней – «от Минздрава до Депздрава» – видимо, вполне себе решаемый. В общем, давайте радоваться красивым диванчикам. А что нам ещё остаётся?