Подарочные сертификаты и карты давно стали неотъемлемой частью российской реальности. Как показывает практика, жители страны всё чаще предпочитают не заморачиваться с поиском «материализованного» подарка, а подарить близкому человеку возможность приобрести этот подарок самостоятельно. Однако рост популярности подарочных сертификатов имеет и обратную сторону. Всё чаще возникают юридические коллизии, связанные, к примеру, с желанием вернуть сертификат и получить обратно деньги или с невозможностью приобрести желаемый товар или услугу (например, потому, что данный товар закончился). Как выясняется, данные вопросы – совсем не праздные: поиск ответов на них доходит даже до Верховного суда. «Аргументы недели» предлагают читателям рассмотреть наиболее существенные юридические аспекты, связанные с оборотом подарочных сертификатов.
НАИБОЛЕЕ веское слово в отношении подарочных сертификатов и карт сказал Верховный суд в феврале этого года. Началось всё с плановой проверки Роспотребнадзора в одном из столичных магазинов одежды. Ведомство обнаружило в документации фирмы пункт, запрещающий обмен и возврат подарочных карт, признало этот пункт незаконным и выписало организации штраф. Организация с этим не согласилась и обратилась в суд.
Суд первой инстанции встал на сторону продавца, решив, что приобретение подарочной карты не относится к сделкам купли-продажи. Приобретение карты было расценено как так называемый опционный договор, означающий не покупку, а лишь намерение её совершить. Соответственно, привычные нормы тут вроде бы не работают. Кроме того, было указано, что если разрешить гражданам возвращать подарочные карты, может открыться широкое поле для злоупотреблений, близких по сути к отмыванию средств.
Тем не менее апелляционная инстанция с этими выводами не согласилась. Судьи указали, что реализация товара через оплату номиналом подарочной карты – такая же сделка, как приобретение чего-либо за наличные средства. Кроме того, предварительная оплата карты – это не что иное, как внесение аванса за будущую покупку, и попытка этот аванс удержать вполне может быть расценена как незаконное обогащение продавца. Таким образом, судьи апелляционной инстанции безапелляционно указали на обычность сделки и соответственно возможность применения к ней всех норм относительно обмена и возврата. Ответчики попытались обжаловать данное решение в кассации, но успехом данные попытки не увенчались. Более того, решение апелляционного суда подтвердил и Верховный суд (Определение Верховного суда РФ от 27.12.2018 №305-АД18-18522). Таким образом, выводы однозначны: подарочную карту при необходимости можно вернуть и получить обратно затраченные средства. Причём не важно, кто именно это делает – человек, приобретавший карту, или её непосредственный держатель, то есть тот, кому эта карта была передана или подарена.
Дополнительное подтверждение законности подобного порядка вещей подоспело буквально на днях. Московский городской суд встал на сторону «счастливого» обладателя сертификата номиналом 75 тыс. рублей от интернет-магазина. Покупатель хотел вернуть за него деньги в связи с отсутствием нужного товара. Фирма покупателю отказала, сославшись на то, что единственная обязанность магазина – это принять сертификат к оплате, а обладатель этого сертификата должен был читать правила их реализации и, раз сертификат всё же приобрёл, то, соответственно, с этими правилами по умолчанию согласился. Покупатель пошёл в суд, который ожидаемо (после февральского прецедента, описанного выше) встал на его сторону. Было указано, что подарочный сертификат может быть расценён как товар – а значит, к нему применимы все соответствующие нормы, касающиеся защиты прав потребителей, в том числе и в отношении обмена и возврата. В итоге в пользу покупателя было взыскано 120 тыс. рублей – в эту сумму помимо возмещения стоимости сертификата вошла ещё и компенсация морального вреда. Попытки ответчика оспорить данное решение в Мосгорсуде успехом не увенчались: решение было оставлено в силе в полном объёме.