Лето в России, как всегда, закончилось неожиданно для коммунальных служб, ответственных за подачу отопления. Циклон и холодный атмосферный фронт, отменившие бабье лето в центральной части России и сорвавшие бархатный сезон на юге, заставили россиян несколько раньше обычного срока задать извечный вопрос про «когда включатся батареи». И ответить на него чем-то обнадёживающим чиновники смогли далеко не везде.
НАПОМНИМ, что по существующим ныне нормативам подача тепла в социальные учреждения (школы, детские сады, больницы и т.д.) и в жилые дома должна начинаться после того, как в течение пяти дней среднесуточная температура будет находиться на уровне не выше +8 градусов. Именно такой порядок прописан в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Подходящая под данное описание погода в десятках регионов России стоит уже почти неделю, однако в тысячах домов по-прежнему холодно. При этом очевидно, что подготовка к пуску отопления явно должна проводиться заранее – и во многих населённых пунктах коммунальщики с этой задачей не справились. Например, в Еврейской автономной области дошло аж до введения режима чрезвычайной ситуации: на территориях, где проживает 10% населения региона (в том числе в столице субъекта Биробиджане), не оказалось достаточного запаса топлива, а ряд котельных технически не готовы к пуску отопления. К счастью, столь вопиющих примеров не много, но менее острой это ситуацию не делает.
Самая серьёзная проблема, которая зачастую тормозит запуск отопления, – катастрофический износ теплосетей. Цифры, которые уже никто и не скрывает, способны по-настоящему шокировать. Например, даже в Санкт-Петербурге износ, по официальным данным, составляет около 50%, в Нижнем Новгороде – 60%, а в Чите – аж 70%! При этом вопрос о том, кто должен финансировать ремонт и модернизацию, уже многие годы безрезультатно ходит по кругу. Федеральные и региональные власти призывают муниципалов изыскивать средства в своих тощих бюджетах, муниципалы кивают на управляющие компании и ресурсоснабжающие организации. Те, в свою очередь, единственный источник средств видят в повышении тарифов для населения, а повышать тарифы не разрешают всё те же чиновники на федеральном и региональном уровнях. Круг замкнулся.
Отметим, что в значительном количестве муниципалитетов «подготовка» подразумевает не только техническое обслуживание отопительных систем, но и наведение порядка с финансированием – в частности, заботу об отсутствии долгов перед ресурсоснабжающими организациями. Жители Свердловской области,к примеру, должны за тепло около 500 млн рублей. Конечно, отопление включат в любом случае, так как вопрос о горячих батареях уже давно не коммунальный, а политический – но головной боли у руководителей муниципалитетов от этого не убавляется. Есть и другие проблемы подобного плана. Например, в Самаре поставщик тепла аккурат перед началом отопительного сезона вообще объявил себя банкротом. Сейчас власти города изо всех сил стремятся разрулить эту ситуацию.
Разумеется, тепло в домах включат, и довольно скоро – как уже говорилось, это вопрос политический. Но, чёрт побери, наступит ли когда-нибудь момент, когда окончание лета и приход холодов перестанут быть неожиданностью с почти катастрофическими последствиями?..
Любопытный аргумент
Уже много лет россияне задаются вопросом о том, почему им приходится платить за отопление весь год равными долями. Мол, несправедливо – летом отопления нет, а строка в платёжке присутствует. Коммунальщики, как правило, объясняют такой подход тем, что в случае дифференцированных платежей сумма за отопление в зимний период получится просто огромной и потому неподъёмной для значительного числа домохозяйств. Кроме того, из-за отсутствия поступления средств летом у ресурсоснабжающих организаций попросту не хватит средств на подготовку к наступающему отопительному сезону. Тем не менее у региональных властей есть право выбора: чиновники по закону могут определять, каким образом начислять оплату за отопление – равными долями весь год или только в отопительный сезон. Раз в год схему можно менять. Но, как показывает практика, большинство субъектов предпочитают начислять плану равномерно и правом выбора не пользуются.