В недавнем Послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин, говоря о состоянии системы здравоохранения, прямо заявил, что в некоторых регионах руководители чересчур увлеклись административными преобразованиями, в результате которых многострадальные российские больницы не только не выиграли, но и понесли серьёзный ущерб. Под этими словами, без сомнения, подписались бы миллионы россиян. В результате пресловутой оптимизации огромное количество народа осталось без доступной медпомощи по месту жительства и вынуждено ездить в «суперсовременные» и «высокотехнологичные» центры, добираться до которых зачастую крайне сложно и дорого. Однако, даже несмотря на президентское выступление, качественно повернуть ситуацию вспять вряд ли удастся. Во многих сферах «точка невозврата» уже пройдена. И самый яркий пример тому – происходящее со сферой родовспоможения.
О ТОМ, что в России надо срочно и в массовом порядке строить суперсовременные перинатальные центры, чиновники заговорили в середине «тучных нулевых». Благо тогда на это были и деньги, и возможности. Строительство началось довольно резво, и вскоре многие регионы обзавелись такими учреждениями. Каждое из них открывали с помпой и пафосом, программа строительства набирала обороты (на сегодняшний день построено и открыто уже 80 таких учреждений), чиновники торжественно вещали журналистам о новейшем оборудовании, квалифицированных кадрах и стремительном падении смертности среди новорождённых и рожениц. При этом категорической «зоной умолчания» стал тот факт, что на фоне открытия крупных центров сложившаяся за десятилетия система родильных домов в городах и районах волей власть имущих начала медленно и мучительно умирать.
Закрытие маленьких родильных домов по причине «экономической нецелесообразности» в России идёт уже второй десяток лет. Сначала они шли под нож вместе с другими отделениями в попавших под оптимизацию больницах, потом началась конкретная атака именно на роддома. В числе прочего их гибель подхлестнула смена порядка финансирования здравоохранения, которая произошла в 2011 году. С тех пор распоряжение всеми финансовыми потоками в адрес медучреждений происходит не на уровне муниципалитетов, как раньше, а на уровне региона. Преподносилось это как благо: мол, теперь за здравоохранение на местах будут отвечать не нищие муниципалы, а богатая казна субъекта. Но вышло всё с точностью до наоборот – регионы оказались заинтересованы исключительно в экономии денег и ревностном выполнении указов сверху. В результате начались лихорадочное строительство «перинаталок» и массовое закрытие маленьких роддомов, которые для региональных чинуш – не более чем строчка на бумаге с указанием цифры «лишних» расходов.
Сложившаяся к настоящему времени картина оказалась удручающей. В огромном количестве регионов родильных домов «по месту жительства» осталось крайне мало, если остались вообще. Например, по состоянию на конец 2017 г. в Татарстане закрыли 11 родильных отделений (при этом, по словам местных правозащитников, схема и порядок транспортировки рожениц в существующие роддома до конца не продумана). Всего два роддома по состоянию на 2016 год оставалось в Тверской области,больше двадцати (!) за последние годы закрыли в Волгоградской области.При этом под нож идут не только учреждения, где «принимается мало родов, нет возможности поставить современное оборудование, а персонал теряет квалификацию» (именно так чиновники в большинстве случаев объясняют свои действия). Бывает и так, что роддом закрывается только по причине открытия перинатального центра в близлежащем районе. Так произошло, например, в Московской области, где под «фанфары», возвестившие об открытии аж пяти перинатальных центров в 2016–2017 годах, закрылось около десятка роддомов и отделений в районах с населением в 50–100 тыс. человек. Список можно продолжать очень долго: в России, судя по всему, нет ни одного региона,куда бы не дотянулась «родильная» оптимизация.
Результат от происходящего получается двоякий. Одна его сторона – для Минздрава и подконтрольных ему структур, которые бойко жонглируют статистикой с падением материнской и младенческой смертности и открытием новых перинатальных центров. С другой стороны – многомиллионная армия женщин, выбирающих между риском родить в дороге и необходимостью уехать в областной или краевой центр минимум за две недели до предполагаемой даты родов. А заодно и размышляющих, как возвращаться обратно с младенцем по бездорожью или пробкам. Вот такая она, эта «демографическая политика»…