На прошлой неделе одной из самых заметных новостей на «образовательную» тему стала информация о том, что в российских школах якобы появится некий обязательный курс «Нравственные основы семейной жизни». Спустя всего несколько дней Минобрнауки поспешило откреститься от идеи – мол, они тут совершенно ни при чём и никаких новых предметов в ближайшее время в школьном расписании не появится. Однако, как все прекрасно знают, дыма без огня не бывает. «Аргументы недели» разбирались в том, откуда взялась «семейная» инициатива и насколько реально её воплощение в жизнь пусть и в отдалённой перспективе.
ПРЕЖДЕ всего необходимо сказать, что в целом «семейные» уроки не являются для России чем-то абсолютно новым. Впервые об этом заговорили ещё 8–9 лет назад, когда активно шла дискуссия о преподавании в школах Основ религиозной культуры и светской этики. На той же волне зашла речь и об уроках семейных ценностей – причём разговор завели опять же представители РПЦ: идея исходила от представителей Русской православной церкви, а авторами курса выступили монахиня и священник. Таким образом, представителями церкви была разработана программа, которая с 2009 года начала внедряться в ряде пилотных регионов.
Сейчас такими уроками охвачено уже 60 республик, областей и краёв, курс преподаётся факультативно. Тем не менее авторы курса, их «церковные» сторонники и горячо подхватившие идею представители Ассоциации родительских комитетов и сообществ уже давно не оставляют надежды сделать преподавание предмета обязательным. Именно от них в конце октября и пришла новость о поддержке идеи в Минобрнауки: руководитель Ассоциации родительских комитетов заявила, что встречалась с заместителем министра образования и та признала инициативу «полезной и своевременной». Одновременно появилась информация о том, что уже в ноябре вопрос обсудят в Российской академии образования. Идея моментально получила широкий общественный резонанс (явно обусловленный «церковностью» и новости, и планов), и вскоре последовало оперативное заявление зампредседателя правительства РФ по социальным вопросам Ольги Голодец о том, что «введение курса не обсуждается». В итоге дискуссия «повисла в воздухе», и дальнейшая судьба школьных уроков «семейной нравственности» пока остаётся непонятной.
Справедливости ради отметим, что темы, которые авторы идеи предлагали вынести в отдельный учебный курс, сегодня так или иначе затрагиваются в некоторых предметах. В частности, со старшеклассниками об этом говорят в рамках курса обществознания, а в начальной школе (в частности, в четвёртых классах) про семейные ценности рассказывают на уроках Основ религиозных культур и светской этики. Именно к этому апеллируют противники курса, заявляя, что дополнять и без того перегруженную учебную программу, да ещё в старших классах (курс предлагается преподавать десяти- и одиннадцатиклассникам) попросту нецелесообразно. С ними наверняка (хоть и не говоря об этом вслух) согласны педагоги-предметники. Вряд ли в вузах в срочном порядке появятся факультеты, где будут готовить преподавателей новой дисциплины – а значит, новая нагрузка ляжет на плечи уже работающих учителей (логично предположить, что «под прицелом» окажутся литераторы, обществоведы и историки). При таких исходных условиях многие сомневаются в качестве преподавания, приводя в пример советский курс «Этика и психология семейной жизни», который был введён в 1986 году и преподавался до 1992 года. Как вспоминают многие из тех, кому доводилось посещать те уроки, излагаемые «истины» казались смешными, а учителя, наскоро «освоившие» методические пособия, сначала долго краснели и а потом очень обрадовались, когда уроки отменили. Наконец, программа курса, разработанная, как уже неоднократно говорилось, представителями Русской православной церкви, может быть вполне подходящей для факультативных занятий, но наверняка встретит массу нареканий, став потенциально обязательной для всех.А это означает, что неизбежны споры, которые в свете нынешних напряжённых отношений «верующих» и «неверующих» вполне могут скатиться от конструктива в банальный скандал.
Таким образом, ответ на вопрос о том, будет ли новый предмет в школах и каким именно он будет, похоже, даст только время.