В январе 2017 г. исполнится ровно год с того момента, как в России была утверждена Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года. В ней чиновники обозначили основные целевые ориентиры для многострадальной российской коммуналки, уже без малого десяток лет находящейся в состоянии перманентного реформирования. «Аргументы недели» попытались разобраться в том, какой, по мнению властей, должна стать сфера ЖКХ в ближайшие 4 года и что для этого надо делать.
Основной посыл Стратегии, которую федеральные власти рекомендуют использовать как «опорный конспект» при подготовке любых нормативных актов в области коммунального хозяйства, прост, как мычание: денег нет, ищите инвесторов. А средства нужны немалые: по приблизительным оценкам, озвученным в Стратегии, инвестиционные потребности зашкаливают за 0,5 триллиона рублей. Из них 200 млрд необходимы сфере теплоснабжения, более 100 млрд рублей – сфере водоснабжения, более 100 млрд – сфере водоотведения. И деньги эти, как признают сами же авторы Стратегии, требуются не то что на модернизацию – буквально на спасение капитально изношенных коммуникаций и поддержание минимально приемлемого уровня обеспечения граждан качественными коммунальными услугами. В документе приводятся данные Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно которым только 62,1% населения в России потребляют качественную воду, 48% имеют регулярные перебои с горячим, а 42% – с холодным водоснабжением, примерно треть (28%) не может похвастаться безупречной работой электросетей. Кроме того, менее 50% воды, подаваемой в сетях водоснабжения, очищается до нормативного уровня (по водоотведению этот показатель ещё ниже и составляет 45%).
Исходя из озвученных проблем выстроены и целевые показатели, к реализации которых призывают стремиться авторы Стратегии. В частности, долю граждан, обеспеченных качественной питьевой водой, за 4 года предполагается увеличить на 14%, а качество работы очистных сооружений повысить на 10%. Упоминается и необходимость стремиться к снижению уровня технологических потерь ресурсов в коммунальных сетях. Капитальному ремонту за 4 года предполагается подвергнуть 158 млн кв. м жилья. А вот планы по расселению ветхого и аварийного жилья выглядят куда скромнее. Так, к 2017 г. власти планируют расселить примерно 3,2 млн кв. м жилья, признанного аварийным на 1 января 2012 года, – тогда как общая площадь таких домов и квартир в стране превышает 11 млн кв. м (и это не считая тех, что получили статус ветхих после 2012 года).
На то, откуда предполагается брать деньги, в Стратегии конкретных указаний нет («размазанное» по всему документу завуалированное пожелание искать частных инвесторов не в счёт; кроме того, очевидно, что коммерсанты, в силу, мягко говоря, сложной экономической ситуации в стране, нести деньги в рискованную «коммунальную» сферу явно не поторопятся). Однако понятно одно: снижения тарифов на коммунальные услуги, судя по всему, ожидать не приходится. При этом авторы Стратегии в самом же документе признают, что бремя платежей для граждан становится всё более неподъёмным. Если верить приведённым в Стратегии данным, в 2015 г. 63% россиян считали суммы платежей за коммунальные услуги завышенными, 55% – несправедливыми. Тем не менее чиновники всё же запланировали в Стратегии снижение доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг – правда, довольно скромное (с 12 до 11% в совокупном доходе семьи). Одновременно с этим в целевых показателях значится и повышение уровня собираемости коммунальных платежей с 95% в 2016 году до 98% к 2020-му.
Народный аргумент
На что жалуетесь?
Что помимо завышенных тарифов не устраивает россиян в состоянии и работе жилищно-коммунального комплекса:
• антисанитарное состояние лестниц и нерегулярная уборка подъездов – 38%;
• плохое состояние крыш, стен и потолков – 36%;
• прогнившие и неисправные водопроводные и канализационные трубы – 33%;
• антисанитарное состояние подвалов – 27%;
• неисправность дверей, оконных рам, балконов – 24%;
• частые поломки лифтов – 11%.