В сентябре-октябре высшие суды РФ рассмотрели ряд резонансных дел, касающихся сферы регулирования трудовых отношений. «Аргументы недели» предлагают читателям обзор наиболее интересных и важных, затрагивающих интересы большого количества граждан.
Одним из важнейших событий судебной практики по трудовым делам стало внесение ясности в вопрос о механизме применения районных коэффициентов к зарплатам работников, чей оклад ниже минимального размера оплаты труда. Согласно действующему трудовому законодательству, работодатель имеет право установить оклады ниже МРОТ, но при этом суммарная заработная плата с учётом всех положенных премий и надбавок всё равно должна превышать этот уровень. Дискуссия о районном коэффициенте в данной ситуации свелась к тому, на какую сумму его начислять – на «голый» маленький оклад или же на уже сложившуюся заработную плату размером не ниже МРОТ. Данный вопрос в сентябре был рассмотрен в Верховном суде РФ. Истцы настаивали на том, что «коэффициентные» надбавки необходимо начислять уже на сложившийся суммарный размер заработной платы, и в формировании «минималки» коэффициент участвовать не должен. Суд с этими доводами не согласился. В выводах судей указано, что определять, превышает ли суммарная зарплата МРОТ, необходимо уже с учётом соответствующих коэффициентов, равно как и премий, надбавок за стаж, работу в выходные и праздничные дни. Таким образом, суд подтвердил законность применения районного коэффициента именно к окладу, а не ежемесячно выплачиваемым суммам (Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 19 сентября 2016 г. № 51‑КГ16‑10).
В тот же период Конституционный суд РФ рассмотрел вопрос, связанный с механизмом исчисления размера пособия по безработице. В частности, судьи установили, что перерыв в трудовой деятельности, связанный с прохождением военной службы по призыву, не всегда «отбирает» у гражданина право на получение пособия по безработице в размере среднего заработка по последнему месту работы (не выше предельного размера, установленного законодательством). Если до призыва трудовой стаж составлял не менее 26 недель, служба в армии не считается автоматически перерывом в трудовой деятельности (отметим, что данное правило применимо исключительно в целях исчисления пособия по безработице и не относится, к примеру, к исчислению стажа для назначения пенсии). В частности, судьями было указано, что в период армейской службы возможности обратиться в службу занятости у граждан попросту нет. Суд предписал законодателям соответствующим образом изменить нормативную базу, учтя данное обстоятельство.