К началу последнего месяца школьных каникул Минобрнауки РФ озвучило ряд любопытных инициатив по поводу возможных изменений в школьной программе и новых возможностей получения профессии после выпуска из общеобразовательных учреждений.
Новая «физкультурная» концепция была презентована ведомством на днях. Чиновники заявили о завершении доработки и апробации новых вариантов программ по предмету. В основу данных вариантов легли как привычная лёгкая атлетика, так и весьма необычные для школ виды спорта – в частности, фигурное катание или настольный теннис.На основе концепций, как заявляют в ведомстве, уже выпущены методические рекомендации, которые будут применяться в наступившем учебном году в ряде российских регионов.
Не так скоро, но тем не менее уже неизбежно поменяется и школьная программа по технологии (этот предмет многие по старинке именуют «трудовым обучением»). Современную концепцию преподавания по этому предмету Минобрнауки обещает разработать к 2017 году. Предполагается, что главным новшеством станет внедрение в программу обязательного практического освоения информационных технологий – например, работы на 3D-принтерах.
Если предыдущие новшества только внедряются в жизнь, то возможность освоить ту или иную профессию, при этом не имея аттестата за 9-й класс, уже стала реальностью. Соответствующий приказ в мае был подписан министром образования Д. Ливановым, а в июне – одобрен Минюстом. Нововведение окончательно закрепляет разницу между понятиями «среднее профессиональное образование» и «профессиональное обучение». Последнее, как поясняют в Минобрнауки, «направлено на получение профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием и технологиями, без изменения уровня образования». Подразумевается, что таким способом можно будет освоить, к примеру, профессии дворника, бортпроводника, грузчика, охранника и т.д. Заниматься подобным обучением, как и прежде, будут службы занятости и центры подготовки кадров при предприятиях и организациях. Тем не менее важно отметить, что принципа обязательности получения основного общего образования новый подход ни в коем случае не отменяет. По замыслу авторов документа, подобный подход призван лишь облегчить доступ к освоению профессиональных навыков для ряда категорий граждан – например, учащихся с ограниченными возможностями.