Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Соцпакет № 21(413) от 10.06.2014

Опять посчитали…

, 10:34

Минобрнауки подвело итоги очередного рейтинга эффективности российских вузов. В общей сложности было проверено 968 учреждений высшего образования и 1356 филиалов. Напомним, что эффективность вузов сегодня измеряют по шести показателям: среднему баллу ЕГЭ студентов дневного отделения, доходам вуза от собственных научных и конструкторских работ (НИОКР), проценту студентов-иностранцев, средней зарплате преподавателей, обеспеченности вуза учебными помещениями и трудоустройству выпускников. Чтобы не попасть в список неэффективных, достаточно, чтобы в норме были хотя бы три из этих параметров. Впрочем, общая картина получилась не слишком радужной. «Нездоровые признаки» по итогам проверки обнаружились в 1010 случаях.

Кому это надо?

По мнению политического аналитика Кирилла Николенко, отсев учебных заведений, дающих некачественное образование, должен стать одним из приоритетов государственной политики. Ведь в стране уже давно существует целая индустрия псевдообразования, собирающая деньги за выдачу дипломов. Поэтому, как утверждает эксперт, с мнением Минобра насчёт большинства региональных вузов можно только согласиться.

«Вузов много – уровень качества преподавания крайне низок, – соглашается преподаватель Николай Клочко. – Однако объективно провести проверку в состоянии только Союз ректоров. Любая внешняя организация, в том числе и Минобрнауки, рискует быть ангажированной. Кроме того, сегодняшние параметры эффективности – это лишь критерии краткосрочной финансовой эффективности работы вуза как компании или предприятия, а вовсе не показатель качества университетского образования».

«Если бы речь шла о рейтинге ради рейтинга, это была бы не такая большая беда, – отмечает преподаватель МГУ Михаил Лобанов. – Однако на основании этого рейтинга принимаются конкретные управленческие решения. Чтобы уберечь свои учебные заведения от расправы министерства, руководителям вузов приходится «накручивать» некоторые показатели. Например, чтобы «привести в норму» среднюю преподавательскую зарплату, сотрудникам вузов значительно увеличивают нагрузку. Многих выводят за штат и поражают в трудовых и социальных правах. Зарплаты при этом остаются на том же уровне, а то и уменьшаются. В итоге выигрывают администраторы разных уровней (от министерства до факультета), а проигрывают преподаватели».

Странная система

Отметим, что по поводу критериев рейтинга вузовское сообщество высказывается не первый год. О том, что по количеству метров на студента оценивать знания нельзя, заговорили ещё в 2012-м, когда в список «неэффективных» попали такие гиганты, как, например, МАРХИ и РГГУ. Впрочем, к мнению «изнутри» в министерстве не прислушались.

«Пять из шести названных критериев вряд ли помогают оценить качество образования, – считает преподаватель Нина Седых. – Средний балл ЕГЭ свидетельствует скорее о престижности вуза, чем о качестве знаний. Кроме того, этот критерий может не учитывать социальный заказ на специалистов определённых профилей. Измерять объём доходов от НИОКР можно только в тех вузах, которые ими занимаются. Доля иностранных студентов как показатель качества образования вообще вызывает недоумение. Хотя бы потому, что до сих пор неясно, считать ли иностранцами студентов из Украины, Грузии и других государств бывшего СССР. А высчитывать качество образования по средним зарплатам преподавателя можно будет лишь тогда, когда эти средние зарплаты станут достойными. Что касается площадей и помещений, то маленький вуз может выпустить 10 специалистов в год, из которых каждый на вес золота для страны. А огромный дворец с фонтанами – сто тысяч юристов, которые знают не законы, а то, как их лучше обойти!»

«Провинциальный университет может дать миру выдающегося учёного, а человек, получивший степень Ph.D. в Кембридже, окажется посредственностью, – продолжает тему Андрей Багров, кандидат физико-математических наук. – Наука и образование – чудовищно сложный живой организм. Принципы его развития мы понимаем очень и очень смутно, поэтому любая попытка оценить его «эффективность» обречена на провал».

Специалисты уверены: единственным критерием эффективности вузов может быть только трудоустройство выпускников. Например, если экономистов выпустили много, а инженеров и врачей не хватает, государству нужно сократить места для экономистов и передать часть бюджетов и площадей на обучение врачей и инженеров. Тогда в соответствующих вузах повысятся и баллы ЕГЭ, и зарплаты преподавателей. Но такая идея в голову руководителей Минобрнауки, к сожалению, не приходит.

Дополнительный аргумент

Как пояснил «АН» юрист Чермен Дзотов, с 2014 г. мониторинг эффективности вузов обязателен для всех российских учреждений высшего образования. Если учебное заведение уклоняется от участия в такой проверке, Минобрнауки вправе подать на такого нарушителя жалобу в Генеральную прокуратуру. Отметим, что закрывать вузы или увольнять «лишних» преподавателей Минобр в этом году напрямую уже не может: министерство вправе лишь направлять руководителям высших учебных заведений рекомендации «повысить эффективность». Впрочем, в руках ведомства остаётся такой мощный инструмент, как сокращение финансирования. Если бюджет урежут, вуз будет вынужден самостоятельно сокращать число студентов-бюджетников и увольнять преподавателей.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram